Вопрос. ЦФ потребителя, соизмеримость и взаимозаменяемость потребительских благ

Ц.ф. потреб-ля – это то, к чему потребитель стремится. Он стремится получить максимальную полезность. Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одной или нескольким человеческим потребностям. Ц.Ф полезности – это функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества (MU).

MU=d(TU)/dQ (равна частной производной общей полезности блага).

Функция полезности максимиз-ся в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую пред. полезность.

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Множество кривых безразличия называется картой безразличия. Зона замещения – участок кривой безразличия, в кот. возможна эффективная замена одного блага другим. Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако они не учитывают цен товаров и доходы потребителей.

Бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов) показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.

I – доход, Р –цена

I = P1X1 + P2X2

X2 = I/P2 - P1/P2 * X1

Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя.

(здесь вместо Х – Х1, вместо У – Х2).

Соизмеримость и взаимозаменяемость потребительских благ. Общие принципы соизмерения различных потребительских благ, по их общественной полезности рассматривались в гл. 2, 3. Возможность такого рода соизмерений вытекает из сопоставимости различных вариантов (наборов) потребительских благ с точки зрения удовлетворения потребностей общества. Именно общественное благосостояние является при социализме той общественной мерой "для количественной стороны полезных вещей", о которой писал К. Маркс3.
Разнообразные по своему назначению потребительские блага непосредственно количественно несравнимы между собой в силу качественных различий и количественной несопоставимости их естественных свойств (непосредственные сравнения по естественным свойствам возможны только в рамках узких групп потребительских благ, например сравнение продуктов питания по их калорийности). Однако самые разнообразные потребительские блага сопоставимы в том смысле, что их потребление увеличивает общественное благосостояние4.

Показатели прироста общественной полезности благ выводятся из

ЦФП как частные производные . Они характеризуют прирост общего уровня потребления в результате увеличения потребления блага i на "малую единицу", т.е. предельный полезный эффект (или предельную полезность) i- го блага. Таким образом, количественные оценки полезности отдельных благ являются результатом, построения ЦФП. В конечном счете, соизмеримость отдельных благ по общественной полезности есть следствие сопоставимости различных наборов потребительских благ их по предпочтительности с точки зрения удовлетворения общественных потребностей. Неоднозначность определения ЦФП имеет своим следствием неоднозначность частных производных. Однако соотношения между частными производными остаются неизменными для любой ЦФП, определенной с точностью до монотонно возрастающего преобразования. Если , то по правилу дифференцирования сложных функций

или

Видно, что является общим множителем для всех частных производных.

Изменение значения ЦФП при малом изменении ее аргументов приближенно выражается полным дифференциалом .

Если же уровень благосостояния не изменяется, то £

Из последней формулы выводятся соотношения эквивалентной взаимозаменяемости благ. Допустим, что количества всех благ, кроме благ k и j, не изменяются. Тогда uk dyk + uj dyj=0, откуда

(5.1)

Таким образом, коэффициент (норма) эквивалентной заменяемости благ обратно пропорционален соотношению предельных полезностей этих благ, взятому с обратным знаком. Поскольку все uk ≥ 0, то обязательным свойством является — (причем хотя бы для некоторых к и j эти отношения строго отрицательны).
Изучение закономерностей поведения потребителей показывает, что если потребность в определенном благе удовлетворяется в незначительной степени, то коэффициенты заменяемости (вытеснения) другими благами для сохранения определенного уровня потребления высоки. Но при увеличении потребления этого блага коэффициенты эквивалентной заменяемости другими благами неуклонно уменьшаются. Это явление объясняется тем, что при возрастании использования блага удовлетворяются все менее насущные потребности, а на определенном этапе может наступить и полное насыщение.



5 вопрос. Сущность конкуренции, ее виды, формы. Методы конкурентной борьбы. Конкуренция - это общественная форма столкновений субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов. 2формы конкуренции:Совершенная конкуренция (чистая) – возникает при след. условиях: 1) сущ-ет множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию; 2) доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любые ее решения о понижении или повышении рыночной цены не отражаются на цене рыночного равновесия; 3)вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо ограничений, вход и выход из отрасли абсолютно свободен; 4) нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товара, технике производства и т.д. Несовершенная конкуренция – конкуренция, которая связана с ограничением свободного предпринимательства. Для этого вида характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предприн.деятельности, возможность группы предпринимателей или отдельных предпринимателей влиять на конъюнктуру рынка. Сущ-ют жесткие барьеры для проникновения новых предпринимателей на рынок. Различают три формы конкуренции: функциональную; идовую (личностную);предметную. Функциональная конкуренция – возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара. Видовая(личностная) конкуренция – т. е. имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром (легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями). Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной. По масштабам развития выделяются следующие ее виды: а) индивидуальная – когда предприниматель пытается достичь лучших для себя условий купли-продажи товара; б) местная – соперничество между владельцами товаров на какой-то территории; в) отраслевая – борьба за получение наибольшей прибыли в определенной отрасли. Ее разновидностью считается горизонтальная конкуренция между теми, кто производит один и тот же товар; г) межотраслевая – борьба товаропроизводителей различных отраслей за привлечение покупателей; вертикальная конкуренция как ее разновидность охватывает производителей разных товаров, удовлетворяющих определенную потребность. Например, потребность получения информации удовлетворяется благодаря наличию радио, телевизора, компьютера (через Интернет), книг, газет и т.д.; д) национальная – соперничество на национальном рынке; е) глобальная – когдана мировом рынкеконкурируют представители хозяйствующих объектов разных стран. Метода конкурентной борьбы: а) ценовая конкуренция - это борьба за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек и соответственно снижением цены. б) неценовая конкуренция - это борьба производителей путем воздействия на условие реализации своего продукта:1) реклама;2) создание заменителей, новизна товаров. К несовершенной конкуренции относятся три рыночных ситуации: 1) чистая монополия - рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара, контролируя всю или большую часть рынка данного продукта. Кроме того, что монополист может воздействовать на цену, монополии присуща ценовая дискриминация - имеет место тогда, когда данный продукт продается по разным ценам, и эти ценовые различия не являются различиями в издержках производства. При ценовой дискриминации выполняются условия:1 продавец должен быть монополистом 2 продавец должен уметь выделять покупателей в отдельные группы, имеющие разные возможности и готовность платить.2 ) олигополия - образуется, когда многочисленный покупатель сталкивается с несколькими крупными товаропроизводителями. 3) монополистическаяконкуренция - характеризуется большим числом продавцов, которые предлагают однотипную, но несколько различающуюся продукцию.



6 вопрос. Полезность блага. Кардинализм и ординализм. Функция полезности. Предельная полезность. Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности (TU). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (MU) каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, когда MU становится = 0. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность. Если дальнейшее потребление блага приносит вред (MU отрицательна), то общая полезность снижается. Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Представители австрийской школы К. Менгер, О. Бем-Баверк, Ф. Визер одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов. Ими была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет 1-й стакан воды. Второй стакан принесет ему меньшее удовлетворение, чем 1-й, третий – меньшее, чем 2-й, и т.д. И так будет происходить до тех пор, пока MU очередного стакана не будет равна 0. Хотя общая полезность возрастает, MU при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности. Согласно данной теории, цена блага для потребителя определяется предельной полезностью. КАРДИНАЛИСТСКАЯ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ - субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага. Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах - ютилах. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно, и возникла альтернативная кардиналистской (количественной) ординалистская (порядковая) теория полезности. Согласно этой теории, стоимость (ценность) блага определяется не затратами труда, а важностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем. Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности. Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос. Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютидах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности: TU=F(QA,QB,...,QZ), где TU - общая полезность данного набора благ; QA, QB,..., Qz - объемы потребления благ А, В,..., Z в единицу времени. Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов. Ординалистический (порядковый) – это теория полезности сформирована с позиции потребительской предпочтительности и рассматривает полезность как способ описания этих предпочтений. Преминительна к потребительскому выбору, полезность важна в том смысле, что она определяет обладает ли один набор благ более высокой полезностью, чем другой или нет. А на сколько более высокий значения не имеет. Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности блага (MU) с ростом его количества (Q):

ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ

Дополнение к полезности, получаемой индивидом в результате небольшого увеличения потребления любого товара в расчете на единицу его прироста. Обычно предполагается, что по крайней мере с определенного момента предельная полезность любого определенного товара снижается, если происходит увеличение его потребления. Речь идет о психологическом обобщении, а не о логическом обоснованном постулате. Предельная полезность любого товара может также зависеть от количества других потребляемых товаров. В действительности измерить предельную полезность невозможно просто потому, что невозможно измерить абсолютный уровень полезности. Предельная полезность — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная):

где — функция полезности, а — количество потребляемого блага.

В условиях чистой конкуренции определяет рыночную цену товара.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: