Сущность академической художественной доктрины начала 17-20-х веков в Европейских странах

Распространение художественных академий в Европе XVII столетия - ранее, уже с XVI века, и более всего в Италии[1] - исторически предшествовало рождению академизма как типа художественного мышления, как направления в искусстве и как существенного компонента в общей системе культуры Нового времени. По ту сторону этого качественного скачка организация академий сделалась его прямым порождением, превратившись из предпосылки в следствие. Момент, изменивший положение дел, связан с эпохальным переломом от Возрождения к XVII веку, совпадающим с общеисторическим сдвигом от патриархальной стадии в развитии культуры, производства и общества к Новому времени. Одно из обозначений этой ситуации, принятых в искусствознании, звучит как «революция в стиле итальянской живописи около 1600 года» (С. Фридберг, 1983)[2]. Основополагающий признак революционной ситуации составляет феномен «борьбы течений», в отечественной науке впервые отмеченный Б.Р. Виппером применительно к итальянскому искусству XVI века и истолкованный им в связи с кризисом идеалов Возрождения, разрушением структуры ренессансного образного мышления и зарождением основ нового художественного видения[3]. Дробность художественного процесса оказалась отныне связанной не с локальными отличиями, не с местными особенностями школьной выучки и ремесленных навыков, а с разностью принципиальных творческих установок.

Академизм в европейской культуре XVII века и позднее остался стилевым направлением и методом официально-государственного и учено-догматического, сконструированного искусства, а также методикой общепринятого художественного образования.

Академизм, таким образом, представляет собой как бы формулу индивидуального получения внеличного устойчивого результата, или метод, целью которого является достижение стиля, растворяющего индивидуальное во всеобщем. Цивилизаторскую активность академизма в Новое время питает особая полемическая энергия, порожденная тем обстоятельством, что уже в XVII веке практически одновременно с ним возникает его принципиальная историческая противоположность - внестилевая, индивидуально непосредственная форма художественного мышления[24]. Первым ее знамением стала открыто оппозиционная академизму уже на рубеже XVI-XVII веков, упоминавшаяся выше, реалистическая или - в терминологии XVII столетия - «натуралистическая» тенденция, ранее всего определившаяся в Италии в лице Караваджо и его последователей, а затем породившая также сходные явления в других странах. В отличие от присущей реализму открытости в жизнь, вся сфера академизма в конце концов отрывается от реальности. Это искусство становится противостоящей не только обыденности, но и жизни вообще областью прекрасного как такового, и его функция хранителя навеки утвержденного эстетического эталона приобретает консервативно-элитарный характер. Но в художественной культуре Западной Европы вплоть до конца XIX века оно выполняло свою новую цивилизующую и образовательную роль[25], специфическая потребность в которой - в количественном распространении культуры вширь -возникла лишь с развитием буржуазных отношений, связанных, с одной стороны, с вовлечением широких слоев людей всех сословий в единый общественный процесс, а с другой - с отчуждением их от прямой органической связи с общечеловеческими и особенно эстетическими ценностями, с замыканием их духовной жизни тесными рамками обыденного существования.

«Культуртрегерская» функция академизма позволяет ему, ввиду его программной устремленности в область высоких гуманистических идеалов, занимать в искусстве специфическое положение учебного образца, школы, теоретического навыка, овладеть которым так же необходимо для приближения к секретам творчества, как и его преодолеть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: