Психологический контакт в деловом общении

Человек начинает участвовать в общении задолго до того, как произносится первое слово.

При установлении контакта нужно пройти четыре этапа:

1. Переключение от общения с самим собой на общение с партнером. На данном этапе партнер становится важнейшим компонентом ситуации, происходит перераспределение внимания. Начинается изучение и оценивание партнера. Прерывается, заканчивается или оттесняется на задний план предыдущая деятельность. Обычно переключение занимает доли секунд, однако за неполное прохождение этой фазы приходится "расплачиваться" потерями на последующих этапах.

2. Установление контакта. Контакт установлен тогда, когда у обоих партнеров сложилась уверенность в участии партнера в общении (например, начинает улавливать следы своего присутствия в микродвижениях партнера). Контакт чаще всего устанавливается невербальными средствами (направление взгляда, выражение лица, сокращение дистанции и т.п.), когда это не действует, включается слово ("Алексей-Лексеич!", "Эй, ты!"). Одновременно сигнализируют теми же средствами партнеру о выбранном типе ситуации (игровой, рабочей, интимной). Если оба партнера выбирают один и тот же тип ситуации, то этим автоматически определены и РОЛИ каждого. Благодаря ролям последующее общение приобретает четкие рамки, каждый знает, что можно ожидать от партнера, что следует делать самому.

Если же партнеры определяют ситуацию по-разному, возникает борьба: чье понимание ситуации определяет роли. Выигрывает тот, кто реагирует быстрее, кто лучше владеет средствами общения. Бывают ситуации, когда исход решается уже до того, как первый говорящий откроет рот.

3. Поддержание контакта во время передачи основного сообщения: действуют те же средства, но они оттенены на задний план словом, которое поглощает основную долю внимания.

4. Разрыв контакта: подготовка к разрыву начинается до произнесения последнего слова.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПАРТНЕРСКОЙ БЕСЕДЫ

Контакт

· Настройка на себя.

· Переключение: с себя на партнера, с монолога на диалог.

· Постановка задачи взаимодействия с партнером (хочу, могу, сделаю).

· Прогнозирование результатов взаимодействия (надежды, сомнения).

Ориентация в точке зрения партнера

· Привлечение внимания партнера к проблеме (своей цели).

· Ориентация в ситуации (уточнение прогноза).

- выбор стиля общения

формальный - неформальный техника

симметричный - несимметричный + активного

выбор средств (НВ - В) слушания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: