Международное сотрудничество в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

Борьба против незаконных действий с наркотическими средствами предусматривается несколькими десятками международных дого­воров, из которых самыми важными являются Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 г., Конвенция о психотропных вещест­вах 1971 г. и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г..

Согласно Конвенции (ст.3) преступлениями являются:

- преднамеренное производство, изготовление, экстрагирование, приготовление, предложение, предложение с целью продажи, рас­пространение

- ранение или покупка любого наркотического средства или пси-хотропного вещества для целей, указанных выше;

- организация, руководство или финансирование любых вышеперечисленных правонарушений;

В соответствии с Конвенцией РФ будет осуществлять свою юрисдикцию в случае совершения указанных в ст. 3 деяний:

- любым лицом на территории РФ или на борту водного или воздушного судна, зарегистрированного в РФ;

- гражданином РФ или лицом, обычно проживающим на территории РФ;

- совершение за границей некоторых из перечисленных в ст.3 действий, если они преследовали цель последующего незаконного оборота наркотиков в РФ.

По Конвенции предусматривается оказание правовой помощи по делам о незаконном обороте наркотиков, которая может быть оказана и по каналам Интерпола.

Просьба выполняется в соответствии с законодательством запрашиваемого государства, с возможным учетом «желательной процедуры» исполнения.

Конвенцией предусматривается выдача правонарушителя.


59. Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией.

Корру́пция ( от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча) — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.

Последние годы проблема коррупции стала вызывать особую озабоченность в глобальном масштабе. Коррупция бросает вызов правительствам во всем мире как в развивающихся, так и в индустриально развитых странах. Следует отметить, что встреча Восьмерки в Бирмингеме в 1998 г. особенно выделила проблему борьбы с коррупцией. Все больше и больше стран объединяются в общем стремлении бороться с коррупцией и строить справедливое и честное общество.

Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции (UNCAC) была принята Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция № A/RES/58/4 от 31 октября 2003 года). Конвенция представляет собой многосторонний международно-правовой документ, отражающий природу коррупции, предлагающий разнообразные меры борьбы с этим явлением.

Конвенция п ризван а усилить антикоррупционное сотрудничество на международном уровне. В Конвенции акцентируется внимание на том, что коррупция подрывает развитие, ослабляет демократию, борьбу с организованной преступностью, терроризмом и другими угрозами всеобщей безопасности.

Для подписания Конвенция была открыта 9 декабря 2003 года в Мериде (Мексика) на Политической конференции высокого уровн я, созванной специально для этой цели. На продолжавшейся 3 дня конференции Конвенцию подписали около 100 государств. День начала конференции был объявлен Международным днём борьбы с коррупцией.

В силу Конвенция вступила 14 декабря 2005 г. — на 90-й день после её ратификации тридцатью участниками.

С целью координации усилий государств-участников Конвенция учредила специальную постоянно действующую Конференцию. Секретарское обслуживание Конференции обеспечивает Генеральный секретарь ООН через Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН).

Россия

Россия в числе первых подписавшая Конвенцию 9 декабря 2003, ратифицировала её в 2006 году (третьей среди стран Большой восьмёрки).

Российскую делегацию на конференции возглавлял заместитель министра иностранных дел А. Ю. Мешков. В своём выступлении он, в частности отметил, что «Россия ведет с коррупцией бескомпромиссную борьбу и готова к конструктивному взаимодействию на антикоррупционном фронте со всеми государствами и соответствующими международными организациями».

20-я статья

Россия не ратифицировала 20-ю статью Конвенции («Незаконное обогащение»). Статья предусматривает признание странами-подписантами уголовно наказуемым деянием «незаконное обогащение» государственных служащих:

Статья 20. Незаконное обогащение

При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.

20 мая 2011 правительство России не одобрило законопроект, который позволил бы ратифицировать 20-ю статью. По словам члена экспертного совета антикоррупционной комиссии Госдумы Дмитрия Горовцова:

Эта норма не распространяется ни на бизнесменов, ни на обычных граждан. Речь идет о госслужащих. Во всём мире это так сложилось — люди, поступающие на госслужбу, осознанно берут на себя ряд ограничений

По мнению автора законопроекта, депутата-коммуниста Сергея Обухова, причина нежелания российского правительства полностью ратифицировать Конвенцию ООН против коррупции кроется в нежелании российских госслужащих расставаться с привилегиями[2].

Бывший председатель комитета по международным делам Госдумы, член фракции «Единая Россия» Константин Косачев считает, что 20-я статья противоречит 49 статье Конституции РФ и способна лишить миллионы граждан России презумпции невиновности[3].

Европейские региональные инициативы:

Совет Европы является основным игроком в международной борьбе со взяточничеством и коррупцией. Продолжается сотрудничество по проблеме взяточничества в международных сделках между Рабочей группой Совета Европы по коррупции и Рабочей группой Организации по экономическому сотрудничеству и развитию. Документ Совета Европы «Конвенция по вопросам уголовного права и борьбы с коррупцией» открыта для подписания с 27 января 1999 г.. Конвенция содержит многоплановую концепцию коррупции, включая формы внутреннего и иностранного взяточничества как в государственном, так и в частном секторах. Конвенция об Уголовном кодексе также предлагает механизм наблюдения и контроля, описанный в «Соглашении о создании группы государств против коррупции (GRECO)», вступившим в силу 1 мая 1999 г.. Кроме того, Рабочая группа Совета Европы по коррупции также завершила работу над «Конвенцией по вопросам гражданского права и борьбы коррупцией». В настоящий момент


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: