Совершенствование социальной работы с семьей

Российский и зарубежный опыт показывает, что социальная защита семей осуществляется по достаточно большому конгломерату направлений, но направление поддержки внутрисемейных отношения, если они не выходят за рамки «законодательства» зачастую не входят в приоритеты социальных служб.

Особую актуальность здесь приобретают семьи с трудновоспитуемыми детьми, работа с которыми ложится на плечи родителей, зачастую педагогически не подготовленных.

В связи с этим целесообразно разработать усовершенствования в программе социальной защиты по направлению «Проблемные дети и семьи»

По отношению к ребенку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала «трудные» дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.

Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих «трудных» подростков, можно выделить следующие:

– отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

– незнание их интересов и потребностей;

– политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

– усиление влияния псевдокультуры;

– неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

– отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

– чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

– сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;

– "эпидемия" разводов;

– потеря эмоциональных контактов с детьми.

Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.

В рамках данного направления работа должна осуществлятся системно:

– взаимодействие со школой – общие программы, акции и другие мероприятия;

– взаимодействие с семьей (тьюторская поддержка);

– подготовка методического обеспечения по работе с семьями и другое.

В рамках данной курсовой работы и описанной выше актуальной проблемы социальной защиты семей необходимо разработать программу работы тьютора с «проблемной» семьей, с учетом причин порождающих явление трудновоспитуемости.

Данная программа представлена в виде плана деятельности тьютора (таблица 1) и плана мероприятий (таблица 2).

Таблица 1 – Деятельность социального тьютора в работе с проблемными семьями

Причины порождающие трудных подростков Задачи Тьютора
  Отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет Корректировка воспитательного процесса в семье за счет организации: 1. систематических консультаций социального педагога с родителями: постановка долгосрочных и краткосрочных воспитательных целей, Выработка системы поощрений и наказаний, воспитательных ритуалов. 2. систематических консультаций ребенка с психологом: постановка личностно-значимых целей. Ведение «дневника достижений».
  Незнание интересов и потребностей ребенка Ориентация родителей на: Организацию совместного досуга Совместное семейное планирование приобретений Совместное семейное распределение обязанностей Исследование круга общения ребенка
  Политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность Исследование коммуникативных проблем ребенка в связи с политической, социально-экономической или других видов нестабильностей в жизни ребенка. Налаживание контакта с учебным заведением (классный руководитель, психолог и т.д.). нацеливание школьных работников проведение мероприятий по снятию коммуникативной напряженности между учащимися. Организация (при необходимости) материальной поддержки семьи Организация досуга ребенка (по потенциальному направлению стабилизации различных видов нестабильностей).
  Усиление влияния псевдокультуры Ориентация родителей на: Организацию совместного досуга Исследование круга общения ребенка Организация систематических консультаций с психологом: Постановка личностно-значимых целей. Ведение «дневника достижений».
  Сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства Ориентация родителей на организацию совместного досуга. Организация консультации с социальным педагогом: Коррекция стратегии «заменителей общения» (попытка родителей компенсировать отсутствие внимания ценными подарками и наличными деньгами, данная стратегия повышает риск возникновения наркомании, и вообще преступности); Исследование круга общения ребенка – беседа с ребенком по рискам общения в разных субкультурах.
  Чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки Ориентация родителей на: Организацию совместного досуга Совместное семейное планирование приобретений Совместное семейное распределение обязанностей Организация систематических консультации с социальным педагогом: постановка долгосрочных и краткосрочных воспитательных целей, Выработка системы поощрений и наказаний, воспитательных ритуалов. Установление контроля над агрессивным поведением в семье – физический осмотр ребенка, беседа с ребенком и родителями отдельно, беседа с родственниками и соседями. Организация семейных занятий у психолога по теме «Взаимопонимание в семье».
  Отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям Ориентация родителей на: – проведение совместного досуга; – планирование и соблюдение режим дня; Организация свободного времени ребенка в соответствии с его интересами и способностями. Организация работы по налаживанию отношений в семье – совместное посещение педагогических мероприятий Центра. Осуществление контроля за ребенком и семьей.
  Неблагоприятные семейно-бытовые отношения Установка имеющиеся в семье прецеденты нарушения прав ребенка. Контроль ситуации в семье. Сориентировать родителей на: Здоровый образ жизни. Совместное времяпровождение Совместное планирование расходов, покупок и работы по дому. Организация материальной поддержки семьи. Организация досуга ребенка: отдых в оздоровительных учреждениях, посещение кружков и секций. Установка контакта со школой: поставить задачи перед классным руководителем и руководством школы по кураторству успеваемости и посещения занятий учеником. Организация систематический консультаций с психологом: «психологический климат в семье» Проведение тренинга по планированию расходов в семье.
  "Эпидемия" разводов Включение в программу по профилактики разводов в семье. Консультации у психолога: Организация психологической поддержки разведенным родителям и детям разведенных родителей. Организация консультации у юриста центра. Организация материальной поддержки семьи.
  Потеря эмоциональных контактов с детьми Ориентация родителей на: Организацию совместного досуга Исследование круга общения ребенка Организация совместной консультации у психолога детей и родителей.

Таблица 2 – План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями

Наименование мероприятий Сроки исполнения
1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей В течение года
2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка По мере выявления
3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей В течение года
4. Собеседование с классными руководителями 1–11-го классов по профилактике правонарушений 1 раз в полгода
5. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков Сентябрь – октябрь
6. Заседания Совета по профилактике правонарушений 1 раз в месяц
7. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей По мере необходимости
8. Психологический тренинг "Толерантность" 1 раз в месяц
9. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей По мере необходимости
10. Изучение положения подростка в коллективе По мере необходимости
11. Консультации для детей и родителей Систематически
12. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений 1 раз в месяц
13. Лекции для родителей и педагогически запущенных детей Систематически
14. Единый день отказа от курения Ноябрь
15. Единый день профилактики правонарушений Декабрь
16. Единый день борьбы с наркотиками Март
17. Всемирный день здоровья Апрель

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: