Можно выделить ряд следующих социально-экономических, политических и духовно-нравственных факторов, так или иначе влияющих на увеличение количества социально дезадаптированных подростков:
чрезмерная коммерциализация общества;
распад целого ряда социальных институтов, ранее работающих на
детство, социально-экономических условий функционирования семьи
(низкий материальный уровень, плохие жилищные условия);
сложное экономическое нравственное положение, в котором оказалось
большинство семей;
криминализация общества, возрастающее влияние культа силы;
потеря престижа образования и честного заработка.
Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, призваны оказывать помощь той категории детей и подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей.
Задачами учреждений для дезадептированных детей и подростков являются:
• профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;
• психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в
связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим и
психическим насилием или с опасными для жизни и здоровья условиями
проживания) в безвыходное положение;
• формирование у детей и подростков положительного опыта социального
поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
• выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без
родительского внимания и заботы, средств к существованию;
• психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации
кризисных состояний личности;
• содействие возвращению в семью;
• обеспечение возможности получить образование;
• забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.
Иными словами, основная цель деятельности таких учреждений —социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении. Создание специализированного учреждения для детей и подростков предоставляет реальную возможность оказать им
экстренную помощь.
Специалисты подобных учреждений выделяют три основных этапа в работе
с детьми:
• диагностическая работа;
• реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после
всесторонней диагностики;
• постреабилитационная защита ребенка.
Но даже самый хороший приют — это лишь временное место пребывания подростка, поэтому одна из главных задач социальной помощи подростку —устройство его дальнейшей судьбы. Идеальным вариантом является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь при соответствующей работе с
родителями и детьми.
Сотрудники приюта изучают условия жизни семьи, ее функциональные способности, возможность проживания ребенка в конкретных семейных условиях. Посещение семьи социальным работником дает возможность оценить перспективы возвращения ребенка в семью.
Если возвращение ребенка в семью невозможно, используются другие пути. До недавнего времени законодательство предусматривало только такие формы жизнеустройства детей, как усыновление, опека (попечительство) либо государственное сиротское учреждение, куда в основном и направлялись дети.
Но есть и другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам, который практикуется сейчас многими учреждениями, — создание семейных (воспитательных) групп.