Технологи социальной работы с детьми и подростками

Можно выделить ряд следующих социально-экономических, политических и духовно-нравственных факторов, так или иначе влияющих на увеличение количества социально дезадаптированных подростков:

чрезмерная коммерциализация общества;

распад целого ряда социальных институтов, ранее работающих на

детство, социально-экономических условий функционирования семьи

(низкий материальный уровень, плохие жилищные условия);

сложное экономическое нравственное положение, в котором оказалось

большинство семей;

криминализация общества, возрастающее влияние культа силы;

потеря престижа образования и честного заработка.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, призваны оказывать помощь той категории детей и подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей.

Задачами учреждений для дезадептированных детей и подростков являются:

• профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;

• психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в

связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим и

психическим насилием или с опасными для жизни и здоровья условиями

проживания) в безвыходное положение;

• формирование у детей и подростков положительного опыта социального

поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

• выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без

родительского внимания и заботы, средств к существованию;

• психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации

кризисных состояний личности;

• содействие возвращению в семью;

• обеспечение возможности получить образование;

• забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.

Иными словами, основная цель деятельности таких учреждений —социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении. Создание специализированного учреждения для детей и подростков предоставляет реальную возможность оказать им

экстренную помощь.

Специалисты подобных учреждений выделяют три основных этапа в работе

с детьми:

• диагностическая работа;

• реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после

всесторонней диагностики;

• постреабилитационная защита ребенка.

Но даже самый хороший приют — это лишь временное место пребывания подростка, поэтому одна из главных задач социальной помощи подростку —устройство его дальнейшей судьбы. Идеальным вариантом является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь при соответствующей работе с

родителями и детьми.

Сотрудники приюта изучают условия жизни семьи, ее функциональные способности, возможность проживания ребенка в конкретных семейных условиях. Посещение семьи социальным работником дает возможность оценить перспективы возвращения ребенка в семью.

Если возвращение ребенка в семью невозможно, используются другие пути. До недавнего времени законодательство предусматривало только такие формы жизнеустройства детей, как усыновление, опека (попечительство) либо государственное сиротское учреждение, куда в основном и направлялись дети.

Но есть и другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам, который практикуется сейчас многими учреждениями, — создание семейных (воспитательных) групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: