Общеметодологический;2) социально-теоретический;3) прикладной (эмпирический)

Следует отметить, что изменение социальных условий жизнедеятельности молодежи предопределяет значимость молодежных проблем. Исходя из этого, в современной социологии молодежи к основным молодежным проблемам относятся:

1) определение возрастных границ молодости;

2) анализ психологических особенностей молодости;

3) изучение социального статуса молодежи;

4) социализация молодого поколения;

5) образование молодого поколения;

6) трудоустройство молодежи;

7) проблемы становления молодой семьи;

8) молодежные субкультуры;

9) миграция молодого поколения;

10) государственная политика в отношении молодежи.

 
Психоаналитический подход опирается на выводимую из психоанализа (З. Фрейд) концепцию жизненного пути личности. Его сторонники строили определение молодежи преимущественно на возрастных психофизических особенностях личности молодого человека. Сторонникиструктурно-функционального подхода рассматривают молодежную группу как систему позиций, заполняемых индивидами, что означает для них приобретение некоторого социального статуса и выполнение определенных функций, социальных ролей. Такой подход позволяет выявить потенциальные источники социального развития молодежи, но лишь в определенный временной период. Поэтому его применение ограничено при изучении динамики социальных изменений в молодежной среде и прогнозировании тенденций его развития.Для культурологического подхода характерно рассмотрение социальных явлений, в том числе и специфически молодежных, под углом зрения феноменологии человеческой культуры. Вслед за основоположниками такого подхода (А. Шюца, П. Бергера и др.), социологи и политологи стремятся понять жизнь молодого поколения в его человеческом бытии, в соотнесении с конкретными представлениями, идеями, целями и мотивами поведения реально действующих молодых людей. Вместе с тем был и остается не менее актуальным целостный подходк изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения как органического субъекта развития обществаВ них молодежь рассматривается как социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Такой научный подход, в отличие от остальных, способствует более глубокому осмыслению социального потенциала молодежи как особой социально-демографической группы.Социолого-политологическое изучение молодежи как социальной общности включает исследования роли и места молодежи в воспроизводстве общества, ее возрастных границ, потребностей и способов деятельности, процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации, формальных и неформальных молодежных объединений и движений.Исторический подход к проблемам молодежиМолодежь всегда следует оценивать как определенную социально-демографическую группу в рамках конкретно-исторического общества. Анализ фактического образа жизни. Это означает, что молодежь должна изучаться как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне.Анализ путей постоянного развития молодежи. Следует учитывать, что каждое новое поколение молодежи вырастает в несколько измененных социальных условиях.Дифференцированный подход.Молодежь не представляет собой гомогенной (однородной) группы. о данной социально-демографической группе.

Вопрос 21. Социальная стратификация: ее основания и измерения. Концепция социальной стратификации П.Сорокина в работе «Социальная стратификация и мобильность».Социальная мобильность и ее виды.

Социальная стратификация — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуруобщества; отрасль социологии.По сравнению с простыми расслоениями социальная стратификация имеет по крайней мере два существенных отличия. Во-первых, стратификация представляет собой ранговое расслоение, когда высшие слои находятся в более привилегирированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения), чем низшие слои. Во-вторых, верхние слои значительно меньше по количеству входящих их членов общества. Так, элита - верхние слои - составляет, безусловно, меньшинство по сравнению с низшими слоями общества. Тоже можно сказать и об остальных слоях, если их рассматривать последовательно сверху вниз.Существуют четыре главных измерения стратификации: доход, власть, образование, престиж. Доход измеряется в деньгах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени.Образование измеряется числом лет обучения в государственных или частных школах и других учебных заведениях.Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение.Престиж — уважение статуса, сложившееся в общественном мнении .ПО СОРОКИНУ Социальная стратификация, согласно П. Сорокину, является постоянной характеристикой любой социально организованной группы. ТРИ ВИДА СТРАТИФ. 1. Экономическая. Экономическая стратификация, согласно П. Сорокину, содержит два основных типа флуктуаций(колебаний) первый относится к экономическому подъему или падению группы, второй - к росту или сокращению стратификации внутри группы. Вопрос о том, поднимается ли группа до более высокого экономического уровня или опускается, может быть решен в общих чертах на основе колебаний подушного национального дохода и богатства, измеренного в денежных единицах .2. Политическая стратификация, считает П. Сорокин, также подвержена периодическим колебаниям под воздействием различных факторов. Среди огромного их количества ученый выделяет два основных, наиболее существенно, по его мнению, влияющих на политическую стратификацию [92]: размер политической организации; биологическая (раса, пол, возраст), психологическая (интеллектуальная, волевая, эмоциональная) и социальная (экономическая, культурная, политическая) однородность или разнородность ее членов. 3. Профессиональная стратификация состоит, согласно П. Сорокину, из двух основных групп фактов [92]. Во-первых, определенные классы профессий, профессиональные группы составляют соответствующие социальные страты, когда одни профессиональные группы всегда относились к верхним социальным слоям, а другие почти всегда находились у основания социального конуса. Во-вторых, феномен профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы, где занятые в них люди стратифицированы на многие ранги и уровни. Профессиональная стратификация, таким образом, проявляется в двух основных формах: иерархия основных профессиональных групп (межпрофессиональная стратификация) и стратификация внутри каждой профессиональной группы (внутрипрофессиональная стратификация). Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой своей позиции в социальном пространстве.
Вертикальная мобильность - перемещение из одной страты (сословия, класса) в другую.
Восходящая мобильность - социальный подъем, движение вверх (Например: повышение в должности).
Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).
Горизонтальная мобильность - переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (Например: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Подобные движение происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.
Географическая мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (Например: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно).
Миграция - перемещение из одного места в другое с переменой статуса (Например: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (Например: сын рабочего становится президентом).
Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) - изменение статуса в рамках одного поколения (Например: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода)
На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот. Кроме вертикальной и горизонтальной мобильности, иногда выделяют организованную и структурную мобильности. Организованная мобильность - перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством с согласия самих людей или без их согласия.

ВОПРОС 22. Роль и содержание предварительного системного анализа объекта в разработке стратегического плана исследования.

После построения выборки приступают к подготовке социологического инструмента и определению методов, с помощью которых будет проводиться данное исследование. Когда инструмент подготовлен, разрабатывают стратегический план исследования1. Они бывают в трех вариантах:
разведывательный (поисковый) — применяется в случае, если об объекте и предмете исследования нет ясных и четких представле ний и поэтому социолог не в состоянии выдвинуть рабочие гипотезы. Целью такого исследования является уточнение проблемы и форму лирование гипотез. Для этого сначала изучаются литература, доку-, менты, затем проводятся опросы (методом интервью) и наблюдение объекта;
аналитический (описательный) — применяется, когда имеющи еся знания но исследуемой проблеме позволяют выделить объект ис следования и сформулировать описательную гипотезу (о структурно- функциональных связях, характеристиках объекта и др.). Цель исследования по такому плану — проверить описательную гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные, качественно и количест венно определенные характеристики изучаемого объекта;
экспериментальный — применяется, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу.Вначале информация проходит стадию предварительной подготовки к обработке. Она включает в себя проверку методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, происходит выбраковка некачественно заполненных анкет. Затем ин-формация кодируется, т.е. переводится па язык формализованной обработки и анализа. Каждому варианту ответов присваивается некое условное число (код). Кодирование закрытых вопросов происходит, как правило, еще во время разработки инструмента. Формализованный список вариантов ответов называется кодификатором. Обработка первичной социологической информации осуществляется либо вручную, либо с помощью ЭВМ.
После того как появилась картина ответов на все вопросы анкеты, можно приступать к составлению таблиц взаимной сопряженности между ответами на различные вопросы. Предварительный системный анализ объекта исследования Этот этап способствует созданию более точного «образа» объекта исследования, помогает нам определить существенные элементы и связи объекта, которые могут оказывать принципиальное влияние на функционирование объекта исследования. Это своеобразное расчленение объекта исследования. Системный анализ объекта исследований позволяет более четко формулировать дальнейшие гипотезы и выстраивать логику вопросов инструментария. Итак, какие же элементы и связи следует выделить в нашем объекте? В самом общем виде решение этих вопросов диктуется проблемой и целями исследования. Это те внутренние и внешние связи и элементы, которые могут влиять на предмет нашего исследования. Внутренние факторы и элементы - это свойства самого объекта. Внешние - факторы и связи внешней среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: