Особенности молодежи как социально-демографической группы

Анализируя особенности молодежной субкультуры, целесообразным видится обращение к анализу молодёжи как социально-демографической группы и особой социокультурной общности. При рассмотрении молодежи, мы будем обращаться к социальному аспекту и к такой специальной социологической теории как социология молодежи.

Социология молодежи – это отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания, вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодежи [11, с. 42].

Существует несколько подходов к определению сущностных черт молодежи как социальной группы, среди которых психофизиологический, социально-психологический, конфликтологический, ролевой, субкультурный, стратификационный, социализационный, интеракционистский, субъективный и процессуальный [44, с. 71].

В психофизиологическом подходе акцентируется внимание на том, что молодость – это период становления личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity» (полная зрелость).

Социально-психологический подход к определению молодежи ориентируется на то, что молодежь – это определенная возрастная группа с присущими ей биологическими и психологическими отношениями. Вследствие этого, молодежь обладает всеми особенностями возрастного класса.

Конфликтологический подход определяет молодость как трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни; «длящийся конфликт между индивидом и обществом»; «проблемная стадия в развитии человека».

Ролевой подход рассматривает молодость как особую поведенческую фазу в жизни людей, когда они перестают играть роль ребенка и, в то же время, еще не являются полноправными носителями ролей взрослого.

Субкультурный подход анализирует молодежь как группу со специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами, ценностями.

Стратификационный подход акцентирует внимание на том, что молодежь – это социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками; со специфическими социальными позициями, статусом, ролями.

Социализационный подход рассматривает молодежный возраст как период социального роста, первичной социализации.

С точки зрения интеракционистского подхода: молодость – это одно из трех состояний, присущих человеку. В отличие от состояния «родитель» (ориентация на нормативное поведение) и «взрослый» (ориентация на принятие разумных решений) оно проявляется в спонтанности, непосредственности, нестандартности поведения.

Субъективный подход предполагает, что молодость – это особое мироощущение, устремленность в будущее, оптимизм, жизнелюбие, жажда деятельности, ощущение себя молодым вне зависимости от реального возраста.

Процессуальный подход при рассмотрении сущности понятия молодёжи делает акцент на том, что молодые – это те, кто не интегрирован в общество, находится в состоянии становления, формирования [36, с. 25].

Тем не менее, специфика социальной группы молодежи не имеет должного осмысления в отечественной литературе. По сравнению с советским обществознанием, где признавалась однородность культуры общества, и молодежь не рассматривалась как отдельный объект изучения, сегодня необходим полноценный анализ феномена молодежи с учетом детерминант, его определяющих.

Социологический подход к анализу молодежи как специфической группы общества предполагает учет целого комплекса обстоятельств и особенностей образа жизни молодежи [58, с. 71].

Наряду с этим, следует уделить особое внимание анализу индивидуально-личностных особенностей, свойственных молодому возрасту, и закономерностей усвоения норм, ценностей, установок, присущих обществу, различным организованным и неорганизованным группам, оказывающим воздействие на личность.

В отечественном обществознании долгое время молодёжь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества и противоречило официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет» [44, с. 60].

Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодёжь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [23, с. 118].

Попытки выделить главную содержательную черту специфического облика молодежи с неизбежностью приводят к процессу освоения социальных норм как к ее доминирующей характеристике. Ведь в сущности человек социализируется и осваивает новые формы социального опыта всю жизнь, до старости. Но есть период активной социализации, период ее доминирования в жизнедеятельности человека, качественной границей которого является его вступление в репродуктивный возраст. Как только человек начинает воспроизводить потомство, он выходит из периода активной социализации, т.е. перестает быть молодым. Тогда первоначально можно определить молодежь так: молодежь – это все те, кто еще находится в процессе усвоения социальных образцов и норм [11, с. 59].

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем, в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи наблюдается удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств [19, с. 71].

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и, соответственно, другими стали критерии социальной зрелости молодежи. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не однозначно и может происходить в разный период времени и в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым.

Во-вторых, становление социальной зрелости молодежи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жесткой иерархичной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности [38, с. 33].

Границы молодежного возраста подвижны. Единого однозначного мнения по поводу этих границ не существует – они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 35 лет. Понятие «молодежь» очень сильно варьируется в разных странах: ООН понимает под молодыми людьми лиц от 15 до 24 лет, в ряде стран Азии и Африки верхний «молодежный возраст» поднят до 29 лет, в Дании молодым может считаться человек от 15 до 34 лет, а в Европе молодежью считаются люди до 24 лет. Что касается Украины, то у нас возрастные рамки молодежи так же отличаются от других стран. Молодые граждане Украины – это граждане в возрасте от 14 до 35 лет, поэтому под молодежью в дальнейшем мы будем понимать социально-демографическую группу людей в пределах данной возрастной категории [11, с. 28].

Социологов же интересуют и критерии перехода к взрослости. Возрастные категории обозначают не просто хронологический возраст и определенную ступень индивидуального развития, но и определенный социальный статуе, специфическое для данного возрастного слоя общественное положение и деятельность [65, с. 130].

Учитывая тот факт, что в научном мире отсутствует единая четкая классификация возраста молодежи, за основу мы возьмём самые последние данные из ювентологии – классификацию В. В. Павловского, который разделяет молодежь на 4 подгруппы по возрасту. Такое разделение позволяет зафиксировать специфические подгруппы молодёжи, этапы становления и развития в ее эволюции от старшего подросткового возраста до социальной зрелости. Первая возрастная группа, выделяемая В. В. Павловским – группа от 14 до 17 лет, которая представляет собой старший школьный период. Вторая группа – это возраст от 17 до 21 года – период социального становления, сопряженный с началом самостоятельной трудовой деятельности и обучении в вузах. Третья возрастная группа – это возрастная категория от 21 года до 26 лет, характеризующаяся усовершенствованием трудовой деятельности, окончанием вузов, созданием собственной семьи. Четвертая возрастная группа молодежи возрастом от 26 до 35 лет выделяется характерным развитием и завершением тех общественных процессов, которые начались в предыдущей возрастной группе, это, в определённой степени, «финишный» этап молодости [38, с. 87].

Молодость – это пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и таланты. Это период, сопряжённый с трудным процессом самопознания, обретения собственного «Я». Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление об окружающем мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта [38, с. 40].

Становление самосознания происходит в процессе деятельности и общения с окружающими людьми. Действуя практически и общаясь с людьми, можно получить определённую информацию о самом себе. Эта информация складывается из результатов твоих действий, а также из отношения к тебе других людей-отношения как реального, так и предполагаемого. На этой основе у юноши или девушки формируется определённый образ самого себя, самой себя.

Этот образ они создают, пользуясь нормами и характеристиками, воспринятыми от социального окружения. На основании представления о себе они конструируют свою собственную линию поведения и строят свои отношения с окружающими.

Ограниченность или недостаточность деятельности и общения могут привести к тому, что человек оказывается лишённым более или менее определённого представления о себе или же оно будет резко расходиться с реальным образом.

Становление самосознания – процесс сложный и многоплановый. Влияние деятельности и общения – это ещё не всё, влияют и другие факторы: биологические, психологические, социальные и культурные. Но есть и такие элементы самосознания, на которые общение с миром влияет особенно явно.

Это, в первую очередь, самопознание и самооценка. Самопознание в молодости протекает неравномерно. Формирование образа своего «я» в результате самопознания зависит в молодости не только от общения с непосредственным окружением, но и от контактов с более широкой социальной средой. Попадая в самые различные ситуации даже мимолетного общения с представителями этой среды, молодые люди познают те или иные стороны своей личности.

И все-таки, наиболее важно общение с теми от кого молодые люди получают о себе прямую информацию, отчётливые оценки. Поэтому людям данного возраста наряду с необходимостью иметь друзей-сверстников, необходимо и получить возможность доверительного общения cо взрослыми.

Ученики старших классов демонстрируют самый высокий по сравнению с другими возрастами молодежи уровень тревожности во всех сферах отношений с людьми, в отношениях с миром вообще и это вполне закономерно.

Таким образом, в учебной литературе по социологии молодёжи понятие «молодежь» трактуется как общественно дифференцированная социально-демографическая общность, которой присущи специфические физиологические, социально-психологические, теоретико-познавательные, культурно-образовательные и другие особенности, что характеризует ее биосоциальное созревание как осуществление самовыражения ее внутренних сущностных сил и социальных качеств. Молодежь является специфической группой, поскольку ее сущностные характеристики и черты находятся в состоянии формирования и становления. Молодые люди ищут поддержку у сверстников, ищут общие интересы, дабы соответствовать тому обществу, в котором они живут и, в то же время, идентифицировать себя как личность. На почве желания быть социально значимым, подросток причисляет себя к тем или иным молодежным субкультурам, находит себе общение по интересам.

Молодежь выполняет в обществе специфическую социальную роль, которая выражается в ее социально-инновационной деятельности. Недаром социологами было введено понятие ювентизации, которое обозначает такие социальные изменения и нововведения, которые являются результатом активной деятельности молодежи. Это позволяет говорить о молодежи не только как о демографической, но и как о социальной группе. При этом ресурсом социально-инновационного поведения и групп по образующим фактором является «капитал диспозиций» − специфический вид «культурного капитала», которым обладает молодежь и благодаря которому она отличается от других социальных групп. Именно он предопределяет все собственно социальные функции молодежи, детерминируя ее деятельность, направленную на подготовку и включение в различные сферы общественной жизни, в социальный механизм, а также специфическую молодежную субкультуру, внутреннюю дифференциацию, которая не всегда совпадает с устоявшимися формами общесоциальной дифференциации [62, с. 17].

Дифференциация молодых людей по возрасту позволяет выделить три основные группы:

1) 16 – 19 лет (юноши и девушки) – группа молодежи, материально зависящая от родительских семей и стоящая перед выбором профессии;

2) 20 – 24 года (молодежь в узком смысле слова) – молодежная группа, интегрирующаяся в социально-профессиональную структуру общества, приобретающая материальную и социальную самостоятельность;

3) 25 – 29 лет (молодые взрослые) – социально-демографическая группа, заканчивающая обретение полного набора социальных статусов и ролей, ставшая субъектом социального воспроизводства [11, с. 45].

В качестве структурных элементов также можно выделять следующие группы молодежи:

1) демографические (пол, возраст, семейное положение);

2) национально-этнические;

3) по уровню знаний (закончившие только среднюю школу, имеющие среднее специальное образование, получившие диплом вуза);

4) по месту жительства (городская и сельская молодежь);

5) по степени общественно-политической активности (например, молодые люди, являющиеся членами каких-либо политических партий или общественных организаций);

6) по роду любительских занятий (например, молодые люди, занимающиеся спортом, поклонники различных музыкальных стилей, занимающиеся художественным творчеством);

7) по профессиональной принадлежности [55, с. 115].

В данной работе под молодежью мы будем понимать специфическую социально-демографическую группу в возрасте от 14 до 35 лет, которая выделяется на основе возрастных характеристик и отличается от других социальных групп своими: положением в обществе, ценностями, интересами, потребностям, а также является социально активной частью населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть социума. Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения др.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: