Агрегаты, составные части машин и оборудования окрашивают после их ремонта и сборки до установки на машину. К таким составным частям относятся, например, рама, двигатель, коробка передач, задний мост, передний мост колесных машин, ходовая часть гусеничных машин, баки, диски колес. Кабину, капот, крылья и другие внешние составные части и детали устанавливают прогрунтованными. Окончательно окрашивают этим узлы после сборки машины.
Технологический процесс окраски состоит из следующих операций: подготовка поверхности, грунтование, шпатлевание, подготовка краски, окраска, сушка. Шпатлевка применяется при выравнивании поверхности, главным образом при ремонте автомобилей.
Подготовка поверхности заключается в ее промывке, удалении старой краски, снятии коррозии, обезжиривании. Старую краску снимают несколькими способами: механическим (проволочными щетками, скребками, абразивным инструментом, пескоструйной обработкой и т. п.), химическим способом и растворителями.
Из химических способов наибольшее применение получило снятие старой краски вываркой в течение 0,5 ч в ваннах с 10…15%-м раствором каустической соды, нагретым до 70…80 0С.
|
|
Для снятия старой краски в качестве растворителей могут использоваться растворители типа 646, 647 и смывки типа СД, АФТ-1, СЭУ-1, СЭУ-2, представляющие собой смесь растворителей с разными добавками.
Коррозию удаляют механическим и химическим способами. Могут использоваться грунты – преобразователи ржавчины типа ВА-0112, ВА-01 ГИСИ, ПТ-1, которые преобразуют слой ржавчины толщиной до 0,1 мм в нерастворимую пленку, которая является грунтом для нанесения лакокрасочного покрытия.
После снятия старой краски и ржавчины окрашиваемую поверхность обезжиривают протиранием ветошью, смоченной уайт-спиритом, ацетоном или другими органическими растворителями, и наносят покрытия.
Грунтование состоит в нанесении первого лакокрасочного покрытия для защиты поверхности от коррозии и повышения сцепляемости поверхности с краской.
Для этого могут применяться глифталевые ГФ-017, ГФ-020 или пентафталевые ПФ-020 грунты. Для грунтования деталей из алюминиевых или магниевых сплавов применяют глифталевые грунты ГФ-031, ГФ-032.
Фенольно-формальдегидные грунты ФЛ-03 и ФЛ-013 применяют для грунтования по дереву и металлу, а ФЛ-015 – только по дереву.
Фосфатирующие грунтовки ВЛ-02 и ВЛ-08 обладают наибольшей антикоррозийной способностью и сцепляемостью с окрашиваемой поверхностью и краской.
Некоторые краски и эмали, например битумные, наносятся без грунтования.
Шпатлевание проводят для выравнивания углублений и неровностей на окрашиваемых поверхностях после нанесения грунтовки. Шпатлевание может осуществляться кистью, распылением, а местное – шпателем.
|
|
Наиболее простая шпатлевка по металлу (лаковая) содержит 75…80% мела, 20…25% лака.
Для устранения мелких неровностей и шероховатостей поверхность после шпатлевания обрабатывается шлифованием абразивной шкуркой, как сухой, так и мокрой.
Окраска – нанесение на подготовленную поверхность красок и эмалей.
Краски изготавливают на основе олифнатуральных, полученных из растительных масел, и полунатуральных или искусственных, получаемых из продуктов переработки нефти или каменного угля.
Эмали изготавливают на основе лаков, полученных из олиф, естественных и синтетических смол, нитроцеллюлозы и других веществ.
Лаки представляют собой растворы пленкообразователей в органических растворителях с необходимыми добавками (сиккативы и др.).
В зависимости от вида пленкообразователя различают следующие основные виды лаков и эмалей:
масляные – на основе растительных масел и смол;
алкидные (пентафталевые и глифталевые) на основе алкидных смол;
меламино-алкидные – на основе метамино-формальдегидной смолы;
перхлорвиниловые – на основе перхлорвиниловой смолы;
нитроцеллюлозные нитроглифталевые – на основе нитрата целлюлозы с добавкой глифталевых смол;
битумные (асфальтовые) – на основе остатков перегонки нефти или каменноугольной смолы.
Для окраски кабин, крыльев, капотов и других облицовочных элементов автомобилей и тракторов применяют пентафталевые эмали ПФ-133 и ПФ-188 разных цветов. Сушат эти эмали при 80 0С в течение 1,5 ч или при 18…23 0С – 24 ч. Используются также перхлорвиниловые эмали ХВ-113 и ХВ-125.
Для окраски вышеперечисленных элементов тракторов и автомобилей могут использоваться и нитроэмали НЦ разных марок, которые высыхают за 15…20 мин при 18…23 0С. Они наносятся в 3…6 слоев по глифталевым или нитроцеллюлозным грунтам. Лучшие результаты дают комбинированные нитроглифталевые эмали НЦ-132к, НЦ-132п, которые высыхают за 3 ч при 18…23 0С.
Для окраски соприкасающихся с маслами внутренних поверхностей деталей автомобилей, тракторов и других машин (картера двигателей, коробок передач и т. п.), а также крышек и пробок маслозаливных горловин, масленок применяют эмали: нитроглифталевую красного цвета НКО-21, нитроцеллюлозную № 624а.
Детали, подвергающиеся воздействию повышенных температур, покрывают битумными лаками АЛ-170 и АЛ-177 с добавками 6 и 12% алюминиевой пудры.
Краску перед нанесением доводят до нужной рабочей вязкости, для чего применяют растворители и разбавители. В качестве растворителей применяют: скипидар и уайт-спирит при приготовлении масляных лаков и эмалей; бензол, толуол, ксилол, сольвент при приготовлении лаков и эмалей на основе синтетических смол; ацетон, метилацетат при приготовлении нитро- и перхлорвиниловых эмалей и лаков.
Вязкость лакокрасочного материала характеризуется временем его истечения в секундах через отверстие диаметром 4 мм при температуре 18…20 0С из вискозиметра ВЗ-4, представляющего собой конусный стакан вместимостью 100 см3.
Для окраски кистью требуется вязкость 30…50 с, распылением – 20…30 с, окунанием и обливанием – 16…20 с.
При распылении краску наносят воздушным (пневматическим) способом – сжатым воздухом под давлением 0,2…0,5 МПа через краскораспылитель и безвоздушным способом – насосом под давлением 4…5 МПа (до 20 МПа) с подогревом краски до 60…70 0С. При безвоздушном распылении потери краски на 25% меньше, чем при воздушном, при этом качество покрытия достигается высокое.
Сушка лакокрасочных покрытий может быть естественной при температуре 18…20 0С и искусственной в сушильных камерах. При окраске нитроэмалями можно ограничиться естественной сушкой.
|
|
Искусственная сушка может быть конвекционной и терморадиационной.
При конвекционном способе окрашенные изделия в сушильной камере обогревают воздухом.
При терморадиационном способе изделие сушат тепловыми (инфракрасными) лучами, источником которых служит теплоизлучатель – рефлекторный подогреватель или панельный генератор (чугунная или керамическая плита, подогреваемая электроспиралями). Применяют также специальные инфракрасные лампы (например, марки СК-2), имеющие отражатель внутри колбы.
Индукционный способ сушки основан на индукционном нагреве окрашенной металлической поверхности в электромагнитном поле токов высокой частоты (ТВЧ).
Толщину покрытия можно определить замерами толщины детали до и после покрытия или специальными приборами, например магнитным толщиномером.
Величина толщины слоя эмали должна быть в пределах 0,08…0,10 мм.
Нанесение эмали возможно в электростатическом поле, когда деталь присоединяется к положительному полюсу при напряжении кВ.
Маркировка основных лакокрасочных материалов включает в себя пять групп знаков:
Первая группа – название материала полным словом.
Вторая группа – условное обозначение пленкообразователя, например: НЦ (нитроцеллюлозный); ПФ (пентафталевый); ГФ (глифталевый); МЛ (меламино-алкидный); ФЛ (фенольная смола); МЧ (мочевина); МА9 (масляный); ЭП (эпоксидная смола); БТ (битумная смола); ХВ (перхлорвиниловый) и др.
Третья группа знаков отражает основное свойство лакокрасочного материала и выражается цифрой, например: 1 – атмосферостойкий; 2 – стойкий внутри помещения; 7 – стойкий к агрессивным средам; 8 – термостойкий; 0 – грунты; 00 – шпатлевки.
Четвертая группа отражает порядковый номер. Пятая группа указывает цвет полным словом.
Назначение лакокрасочных покрытий – защита от коррозии и придание декоративного внешнего вида элементам машин и оборудования.
Лакокрасочные материалы делятся на основные и вспомогательные.
К основным относятся: лаки, краски, эмали, олифы, сиккативы, грунты, шпатлевки.
|
|
Вспомогательные материалы включают: растворители, разбавители, разжижители, смывки, жидкости ухода.
Главный компонент основных материалов – пленкообразователь. Пленкообразователи бывают твердые (естественные и искусственные смолы); жидкие (высыхающие растительные масла и продукты их переработки); комбинированные (твердые и жидкие).
Лак – это раствор твердого пленкообразователя в растворителе.
Эмаль – суспензия твердого красящего вещества (пигмента) в лаке.
Олифа – продукт термической обработки высыхающих растительных масел (конопляное, льняное). При температуре 275 0С получают полимеризованную олифу, при температуре 100…125 0С с продуванием кислорода – оксоль.
Грунты являются суспензией красителя и наполнителя в лаке. По типу наполнителя бывают инертные (ГФ–020), пассивирующие (ФЛ–015); фосфатирующие (ВЛ-02).
Шпатлевка – это паста из красителя, наполнителя и лака.
Катализаторами окислительной полимеризации олиф выступают сиккативы (свинцовые мыла жирных нафтеновых кислот).