Методические рекомендации. Отвечая на первый вопрос,необходимо подчеркнуть, что искусство в XVII в

Отвечая на первый вопрос, необходимо подчеркнуть, что искусство в XVII в. продолжает выполнять важные познавательные и идеологические функции. Формируются национальные школы живописи. Ведущее значение в это время имеют испанская, голландская, нидерландская школы живописи, XVII в. открыл новую страницу в истории архитектуры. Именно в архитектуре впервые проявились эстетические предпочтения, отражавшие стремление к рациональности и ясности. Классицизм, предусматривавший строгие каноны, становится и литературным течением. Творчество Пуссена показало возможности классицизма в моделировании гармоничного мира, умеренно идеализирующего реальность и дающего духовную опору и поддержку.

Переходя ко второму вопросу, следует отметить, что XVII в., признав превосходство рационализма над экстатическими и эмоциональными состояниями, заложил основы новой буржуазной морали, восходящей к протестантской этике. В это время появились понятия естественного права человека на труд и собственность, общественного договора. Новый мир утилитаризма, прагматизма, буржуазного либерализма, создававшийся в XVIII в., предназначался для борьбы с миром феодализма. Просвещение по сути своей было антифеодальным движением, оппозиционным по отношению к абсолютизму, вынужденному тем не менее приноравливаться к веяниям времени. Взаимодействие феодально-абсолютистской и буржуазной культур приводило к противоречивым явлениям в литературе и искусстве XVIII в. Ярче всего принципы буржуазной морали отразились в новом идеальном представлении о человеке эпохи Просвещения как человеке естественном, части природы, и человеке социальном, способном понять общественный механизм Творения.

Рассматривая третий вопрос, расскажите об основных достижениях науки XVII в., перешедшей от созерцательности к эксперименту. Дайте оценку произведениям просветителей и энциклопедистов XVIII в. с точки зрения развития духовной культуры. Покажите, каким образом общественная мысль во Франции подошла к пониманию того, что важнейшим результатом собственно человеческого творчества является мир культуры.

Раскрывая четвертый вопрос, обратите внимание, что в XIX в. все более острыми становятся социальные противоречия, усиливается власть денег, влияющая на быт и нравы общества. Кризис веры в возможность устроения жизни на разумных гуманных началах, веры в моральный и общественный идеалы, достижимый при согласованных усилиях общества, приводит к усилению иррационального начала в духовной жизни, к вытеснению классицистического искусства романтизмом. В 40-х гг. XIX в. как самостоятельное художественное течение складывается и утверждается реализм.

Как и романтизму, реализму свойственно было отрицание бесчеловечных буржуазных порядков, обращение к духовному миру человека. Однако в отличие от романтизма реализм не бежит от действительности, а наоборот, стремится к раскрытию сущности социальных катаклизмов. Реализм интересует не поведение человека в чрезвычайных обстоятельствах, а его повседневная жизнь, точное изображение «типичных характеров в типичных обстоятельствах».

Постепенное осознание кризисных явлений в развитии капитализма привело к тому, что у отдельных деятелей европейской культуры появлялись настроения безнадежности, пессимизма, упадничества. Появляется новое художественное течение, отмеченное чертами субъективизма, мистицизма, символизма в изображении действительности. К концу XIX в. символизм превратился в общеевропейское направление в области культуры. Пафосом символизма становится героическая попытка преодолеть ущербность бытия с помощью воображения.

В пятом вопросе следует уяснить, что XIX в. породил иллюзии всемогущества научной мысли, представление о том, что воплощением прогресса человеческого общества является технический прогресс. В социальных моделях преобладали прагматические подходы, в течение века оформились основные идеи буржуазного либерализма, возлагавшего надежды на право как регулятор общественной и политической жизни, способный обеспечить осуществление естественных прав человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: