О некоторых конструкциях, как сложное дополнение, сложное подлежащее, причастный
оборот, уже было сказано в разделе «Глагол». Остановимся на вопросах, некоторых видах
предложений и косвенной речи.
Существует 4 типа вопросов: общий, специальный, альтернативный и разделительный.
Общим правилом для них является обратный порядок главных членов предложения: в
повествовательном предложении подлежащее всегда стоит перед сказуемым (это – пря-
мой порядок слов), а в вопросе (в разделительном только во второй части) сначала ста-
вится сказуемое в виде вспомогательного глагола или (в случае глаголов модельных и be)
самого глагола, а подлежащее ставится после него. Общий вопрос ставится ко всему
предложению и не имеет вопросительного слова; специальный – ставится к отдельным
членам предложения и всегда начинается с вопросительного слова, после которого идет
вспомогательный глагол (кроме вопросов к подлежащему: в них порядок слов прямой);
альтернативный начинается как общий – со вспомогательного глагола, но всегда содер-
|
|
жит слово or (или); разделительный вопрос состоит из двух частей: первая представляет собой утверждение, а после запятой ставится глагол (вспомогательный или модальный и
be) и подлежащее в виде местоимения. В последнем типе вопроса необходимо также соб-
людать следующее правило: если само предложение положительное, то 2 часть (так назы-
ваемый «хвостик») – отрицательная, и наоборот, если предложение отрицательное, то
«хвостик» положительный. Приведем примеры всех типов вопросов в разных временах:
Общий: Do you go to work by bus? Are they at home? Can she swim? Will he come?
Специальный: Who goes to work by bus? Where are they? When will he come?
Альтернативный: Do you go to work by bus or by car? Are they at home or at work?
Разделительный: You go to work by bus, don’t you? (+,-?) They aren’t at home, are they?
(-,+?) Betty can swim, can’t she? (+,-?) John won’t come, will he? (-,+?)
I am not pretty, am I? (-,+?) I am pretty, aren’t I? (+,-?) Обратите внимание на последний
пример: в отрицательной форме в этом виде вопроса вместо глагола am употребляется
форма множественного числа aren’t.
Далее, вспомним предложения – «знак согласия» (=Я тоже). Строятся они следующим
образом: если соглашаемся с положительным утверждением, то согласие выражается
конструкцией So + вспомогательный (или модальный, или be) глагол + подлежащее (то
есть и здесь порядок слов обратный). Если же предложение отрицательное, то мы выра-
жаем согласие конструкцией Neither + вспомогательный глагол (модельный или be) +
подлежащее: I can swim. So can John./ We went home. So did they. / He is at school. So are
you. I can’t swim. Neither can John. / We didn’t go home. Neither did they. / He isn’t at school.
Neither are you. Помните, что в английском предложении может быть только одно отри-
|
|
цательное слово, и поскольку neither отрицательное, то сам глагол уже положительный.
Отрицательными являются такие слова, как never, nobody, nothing, no, none, no one, no-
where, neither, nor, hardly ever, barely, seldom etc.
Приведем также примеры предложений, содержащих такие структуры, как both … and,
either …or, neither … nor:
I am fond both of skiing and skating. – Я увлекаюсь как лыжами, так и коньками.
She’s going to go either to Paris or to Rome. – Она собирается поехать или в Париж, или в
Рим.
We like neither meat nor sausage. – Мы не любим ни мясо, ни колбасу.
Особое внимание этим структурам – в роли подлежащего. Это связано с согласованием
подлежащего со сказуемым в числе. После both … and в роли подлежащего, глагол всегда
во множественном числе. Число глагола после either … or и neither … nor зависит от
того, в каком числе последнее слово в структуре (если в единственном, - то и глагол в
единственном, а если во множественном, то и глагол будет во множественном числе):
Both John and Paul are fond of sports. Either John or Paul is fond of sports. (but: Either John or
his friends are fond of sports.) Neither Polly nor Kate is fond of sports. (but: Neither Polly nor
her friends are fond of sports.)
Самое серьезное внимание следует уделить косвенной речи. Об одном из важнейших пра-
вил уже было сказано в разделе «Глагол» - это согласование времен, когда глагол прямой
речи необходимо переводить в другое время, если косвенная речь вводится глаголом в прошедшем времени. В заданиях иногда примеры на косвенную речь содержат глагол в
настоящем времени, и тогда время глагола прямой речи менять не надо. Сравните:
He said: “I know you.” – He said he knew me. (Время 2го глагола изменилось на прошедшее)
He says: “I know you.” – He says he knows me.(Время 2го глагола не изменилось, появилось
окончание -s, так как подлежащее 1 лица поменялось на 3 лицо).
Кроме согласования времен глаголов необходимо помнить о порядке слов и о заменяемых
словах. Напомним, что в прямых вопросах порядок слов обратный (Глагол+подлежащее).
В косвенном вопросе порядок слов прямой (подлежащее+глагол), именно по этой причине
отсутствует вспомогательный глагол do/does/did:
The teacher said to us: “Did you prepare your homework yesterday?” – The teacher asked us if we had prepared our homework the day before. (Учитель спросил, приготовили ли мы вчера
домашнюю работу.)
She asked: “Does your mother know about today’s meeting?” – She asked if my mother knew
about that day’s meeting. (Она спросила, знает ли моя мама о сегодняшнем собрании.)
She said to the pupils: “When do you have your rehearsal?” – She asked the pupils when they had their rehearsal. (Она спросила учеников, когда у них репетиция.)
Из приведенных примеров также видно, что общий вопрос (вопрос без вопросительного
слова) в косвенной речи вводится союзом if (в русском переводе «ли»), а специальный
вопрос(с каким-либо вопросительным словом) в косвенной речи сохраняет это слово, но
оно перестает быть вопросительным, а служит для связи предложений. Вопросительный
знак в косвенной речи не употребляется.
Что касается предложений в повелительном наклонении, то их можно разделить на коман-
ды и вежливые просьбы. Первые вводятся в английском языке глаголом told, а вторые –
глаголом asked. Глагол в повелительном наклонении заменяется на инфинитив (неопреде-
ленную форму), а если он был в отрицательной форме, то сохраняется только отрицатель-
ная частица not, которая ставится перед инфинитивом:
He said: “Stop shouting!” – He told to stop shouting.
He said: “Please, don’t make noise!” – He asked not to make noise.
И, наконец, необходимо помнить слова, меняющиеся в косвенной речи, если она вводится
глаголом в прошедшем времени: today – that day, now – then, here – there, yesterday – the day before, last week – a week before/the previous week, an hour ago – an hour before, tomor-
row – the next day, next week – the following week/the next week, in two days – two days later.
Содержание
Раздел 1: Фонетика …………………………………………………………………стр.1 - 3
1)Типы слогов ………………………………………………………………………стр.1
2)Правила чтения согласных……………………………………………………….стр.1 - 2
|
|
3)Правила чтения сочетаний гласных …………………………………………….стр.2 - 3
Раздел 2: Состав слова (суффиксы, приставки) и словообразование …………..стр.3 - 4
Раздел 3: Лексика (синонимы, антонимы, значение слов, фразовые глаголы)...стр.4 - 8
1)Синонимы ………………………………………………………………………...стр.4
2)Антонимы ………………………………………………………………………...стр.4 - 5
3)Фразовые глаголы ………………………………………………………………..стр.5
4)Значение слов …………………………………………………………………… стр.5 - 7
5)Пословицы, поговорки, идиомы, фразеологизмы ……………………………..стр.7 - 8
Раздел 4: Страноведение …………………………………………………………. стр.8 - 11
1)История ……………………………………………………………………………стр.8 - 9
2)Культура …………………………………………………………………………..стр.9
3)Политика ………………………………………………………………………….стр.9 - 10
4)Традиции и символика …………………………………………………………...стр.10
5)География …………………………………………………………………………стр.10 - 11
Раздел 5: Грамматика ……………………………………………………………….стр.11 - 25
1)Глагол …………………………………………………………………………….. стр.11 - 17
2)Существительное и артикль ……………………………………………………...стр.18 - 19
3)Местоимение ………………………………………………………………………стр.19 - 21
4)Прилагательное ……………………………………………………………………стр.21 - 22
5)Числительное ………………………………………………………………………стр.23
6)Предлог …………………………………………………………………………..стр.24 - 25
Раздел 6: Синтаксис …………………………………………………………… … стр.25 - 26