Классификация искусств

Искусство, как важнейшая часть культуры, находит свое выражение в безграничном разнообразии конкретных видов художественного творчества, количество и сложность которых – от наскального рисунка или примитивного танца до грандиозного «шоу» или киносериалов современности – неуклонно увеличивается по мере роста эстетического сознания человечества. При этом его развитие идет по линии создания все более комплексных, синтетических искусств, к примеру, слияния с техникой, на основе эстетизации человеческого бытия. Поэтому дать стройную и законченную классификацию видов современного искусства достаточно трудно.

Традиционная эстетика делит художественные произведения, прежде всего, по признаку их отношения к категориям пространства и времени, на две большие группы: пространственные и временные. В соответствии с этим критерием, к первой группе относятся такие виды художественного творчества, в которых не обнаруживается движения: архитектура, скульптура, живопись, графика и т. п. Ко второй – музыка, балет, театр, другие виды «зрелищного» искусства. Однако легко заметить, что подобной «жесткой» классификации подчиняются далеко не все виды искусства, многие из которых, если не все, можно было бы назвать пространственно временными.

К какому виду искусства отнести художественную литературу? Это и недвижимая книга, и сама жизнь, воспринимаемая и переживаемая читателем во времени и пространстве. Даже такой подвижный вид искусства как танец в индийской хореографии на наших глазах превращается вдруг в живую скульптуру; а некоторые поэты, например, Маяковский, Цветаева, Вознесенский и др., нередко прибегают к так называемой «визуальной», или графической, поэзии, оформляя свои стихи столбиком, крестом, лесенкой, кругом и т. п. и внося во «временное» искусство поэзии выразительный «пространственный элемент.

Собственно классификация выделяет разновидности искусства – изобразительное, музыкальное, «синтетическое», «техническое», декоративно-прикладное и др.

Изобразительное искусство воздействует на человека визуально, т. е. через зрительное восприятие. Произведения изобразительных искусств, как правило. Имеют предметную (материальную) форму и не изменяются во времени и пространстве (за исключением случаев порчи и гибели). Живопись, скульптура, монументальное искусство, а также в значительной мере декоративно-прикладное искусство относятся к пространственному искусству. Тем не менее, они способны в фиксированных образах передавать не только внутренний духовный мир человека, как это делают великие портретисты, но и само движение, развитие жизни во времени и пространстве, социальные, политические, философские и эстетические идеи.

Музыка – вид искусства акустического восприятия, отличается интенсивным действием на эмоциональные сферы людей. В отличие от изобразительного и словесного искусства музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена четкой смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным языком.

Синтетические искусствавиды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Определение относится, прежде всего, к театру (драматический и оперный) в нем литература, актерское мастерство, живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство и т. п.; балет, цирк, фигурное катание также построены на синтезе элементов разных видов искусств, и др.

«Технические искусства» в развитых формах возникли сравнительно недавно; это своеобразный симбиоз искусства и техники. Характерный пример – создание «светомузыки», суть которой заключается в стремлении слить в некий органический синтез «мелодию» меняющихся световых и цветовых эффектов, с одной стороны, и собственно мелодию – другой. В настоящее время к наиболее распространенным «техническим искусствам» относят фотоискусство, искусство кино, компьютерную графику и, с известными оговорками, телевидение.

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. «deccoro» – украшаю, а в определении «прикладное» содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его индивидуальные эстетические потребности. Сфера декоративно-прикладного искусства чрезвычайно широка: от эстетического оформления предметов повседневного пользования – посуды, различного рода инструментов, мебели, тканей, личного холодного и огнестрельного оружия – до художественной организации целых архитектурно-парковых комплексов.

Особой областью декоративно-прикладного искусства являются все его проявления, использующие в качестве исходного материала саму природу, как бы «подключенную» к процессу эстетизации окружающей человека среды.

Рассмотренные принципы классификации произведений искусства носят самый общий характер, в значительной мере опираются на традицию и не исчерпывают возможности их дальнейшего уточнения и совершенствования.

5.3 Направления, течения и стили в искусстве
в историческом развитии

Направления, течения и стили в искусстве являются своеобраз­ными «визитными карточками», отмечающими напряженную ду­ховную жизнь каждой эпохи, постоянные поиски прекрасного, его взлеты и падения. Так же как лицо — «зеркало души» отдельного человека, искусство — зеркало души своего народа и своего вре­мени.

В самом общем виде направления, течения и стили в искусстве можно определить как исторически сложившуюся общность художественных призна­ков в том или ином виде искусства (или одновременно в несколь­ких искусствах), характерную для разных эпох и народов и обус­ловленную единством идейно-эстетических устремлений творчес­кого меньшинства.

Романский стиль (лат. romanus - римский) - стилевое на­правление в западноевропейском искусстве Х-ХПI вв., проявив­шееся прежде всего в архитектуре и скульптурном декоре, а так­же в росписях крупных соборов, обычно располагавшихся на воз­вышенностях. Религиозные сооружения романского стиля наследуют многие признаки римской архитектуры, отличаются монументальностью и рациональностью конструкций, широким использованием полукруглых арок и сводов, опирающихся на ко­лонны, а также многофигурными скульптурными композициями, создавая впечатление мощности и определенной приземленности в отличие от готического стиля.

Готический стиль пришел на смену романскому стилю в Ев­ропе XIII-XVI вв. и также связан прежде всего с религиозной архитектурой, скульптурой и декоративно-прикладным искусст­вом (мебель, одежда, витражи и т.п.). Если романский стиль от­личается величественностью преимущественно в горизонтальном плане, то для готических соборов характерны вертикальность ком­позиций, устремленность ввысь, к Богу, виртуозная деталировка, органическая связь архитектуры и скульптуры, стрельчатые (а не полукруглые) арки, обширные интерьеры с огромными прорезны­ми окнами, украшенными многоцветными витражами, пышный декор с использованием золотой краски, резьбы по дереву и так­же резной раскрашенной религиозной скульптуры. Наиболее из­вестные готические сооружения - Собор Парижской Богомате­ри, Кельнский собор, Ратуша в Брюсселе.

Барокко (итал. barocco - странный, причудливый) - стиль в западноевропейском искусстве - архитектуре, музыке, живопи­си, литературе, декоративном искусстве конца XVI - середины XVIII вв., для которого характерны: стремление к величию и пыш­ности; богатство декоративных элементов, обычно криволиней­ных форм (завитков, спиралей и т.п.); повышенное внимание к деталировке, подчиненной единому ансамблю, как, например, в садово-парковом искусстве. Яркий след стиль барокко оставил, к примеру, в архитектуре Санкт-Петербурга (Зимний дворец). Ма­нерностью, «капризностью», витиеватостью, избытком украша­тельства этот стиль был выражен в музыке и литературе.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - стиль и на­правление в искусстве и литературе XVII - начала XIX вв., озна­меновавшие возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Для этого направления характерны рациона­лизм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции и в то же время оп­ределенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях, что выражалось, например, в иерархии «высоких» и «низких» стилей в литературе, требовании «трех единств» - вре­мени, места и действия - в драматургии, подчеркнутом пуризме в области языка и т. п. К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм.

Рококо (франц. rocaille - раковина) - менее известный, чем другие, стиль в искусстве Западной Европы, преимущественно Франции XVIII в., занимающий «промежуточное положение» между барокко и классицизмом. Отражая главным образом вку­сы дворянской элиты, этот стиль получил особо широкое распро­странение при Людовике XIV и поэтому иногда обозначается его именем. Наиболее ярко он выразился в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве (мебель, росписи на фарфо­ре и тканях, мелкая пластика и т.п.). Определяющая черта стиля «рококо» - стремление к изяществу, мелкая деталировка формы, яркие и чистые краски в сочетании с белым и золотым, контраст между внешней строгостью зданий и изысканностью их внутрен­него убранства.

Сентиментализм (франц. sentiment - чувство) - художе­ственное течение в западноевропейском и американском искус­стве и литературе во второй половине XVIII в., сложившееся в ре­зультате разочарования в положительной роли «цивилизации», «царства разума». Противопоставляя разуму культ чувства как до­минанту художественного творчества, как инструмент познания мира, сентиментализм идейно восходит к знаменитому высказы­ванию Ж.-Ж. Руссо: «Разум может ошибаться, чувство - никог­да!». С чисто формальной точки зрения сентиментализм не выра­ботал собственной эстетики, занимая промежуточное положение между предшествующим классицизмом и нарождающимся роман­тизмом, предвестником которого он явился.

Романтизм - широкое идейное и художественное направ­ление в западной и русской культуре, охватившее все виды ис­кусства и гуманитарную науку в конце XVII - начале XX вв., как реакция на результаты Великой Французской революции и жесткие рационалистические каноны века Просвещения, моло­дого буржуазного общества вообще. Романтики выступали про­тив формализации искусства и прямолинейно-рассудочного к нему подхода, свойственных классицизму. Они проявляли боль­шой интерес к фольклору, демократическим, народным явле­ниям средневековой и ренессансной культуры, нередко идеа­лизируя их и наследуя из них сказочный элемент, дух карна­вальной вольности, склонность к гротеску. Центром романтического движения стала Германия в лице ее философов и поэтов - братьев А. и Ф. Шлегелей, Новалиса, Ф.В. Шеллин­га и многих других. Выдающимися представителями российского романтизма в литературе стали В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов и Ф.И. Тютчев; в живописи - О.А. Кипренский и др. Роман­тизм как общее мироощущение, свойственное преимущественно молодежи, как стремление к идеалу и творческой свободе до сих пор постоянно живет в мировом искусстве.

Реализм (позднелат. realis - вещественный, действитель­ный) - термин эстетики, относящийся прежде всего к литера­туре и изобразительному искусству. Он может толковаться дво­яко: в самом широком смысле - как общая установка на изоб­ражение жизни в формах самой жизни, такой, какой она реально видится человеку; и в более узком, «инструментальном» смысле - как творческий метод, вводимый к определенным эс­тетическим принципам.

В широком смысле реализм, представляющий собой основную тенденцию, своеобразный эстетический «стержень» художествен­ной культуры человечества, существовал и продолжает существо­вать в искусстве и литературе с глубокой древности. В узком пони­мании, как творческий метод, он отождествляется с эпохой Возрож­дения (XIV - XVI вв.), либо с XVIII в., когда говорят о «просветительском реализме». Наиболее полное раскрытие специ­фических черт этого метода связывают с критическим реализмом XIX столетия.

Натурализм (лат. natura - природа) - творческое направ­ление в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино, появившееся в последней трети XIX в. в Европе и Америке под влиянием философии позитивизма и таких его представителей как француз Огюст Конт, англичанин Герберт Спенсер и др. В основе их идей лежал тезис о том, что подлинное, «позитив­ное» знание может быть получено из отдельных специальных наук и их комплексного взаимодействия. Эстетика натурализма, 'перенося принципы позитивизма в сферу искусства, разрабаты­валась И. Тэном, братьями Э. и Ж. Гонкурами и прежде всего Эмилем Золя, воплотившим ее в своем творчестве. По их мне нию, художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас, условностей и табу, с максимальной объективностью, подчиняясь лишь правде «позитивной», экспериментальной на­уки. Писатели и художники-натуралисты претендовали на то, чтобы сказать о человеке «всю подноготную», проявляя повы­шенное внимание к биологическим сторонам его жизни, как позднее в науке это сделал 3. Фрейд.





Подборка статей по вашей теме: