Основные доминанты эпохи Просвещения

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных эко­номических отношений, обусловили основные доминанты культуры XVIII века. Особое место этой исторической эпохи отразилось и в по­лученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Просвещения». Секу­ляризация общественного сознания, распространение идеалов про­тестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабо­раторий ученых — это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. XVIII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое по­нимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Бо­гу, обществу, государству, другим людям и, в конце концов, новое по­нимание самого Человека.

Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преоб­разовывая политические и социальные устои. Приписывая все свой­ства человеческой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды (политических институтов, систем образования, законов), философия этой эпохи подталкивала к размышлениям о таких усло­виях существования, которые способствовали бы торжеству добро­детели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская культура не рождала такого количества романов, трактатов, описывающих идеальные общества, пути их построения и установления. Даже в са­мых прагматических сочинениях того времени проглядывают черты утопии. Например, знаменитая «Декларация независимости», вклю­чала в себя такое утверждение: «все люди сотворены равными и на­делены Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых - право на жизнь, свободу, стремление к счастью».

Ориентиром для создателей утопий XVIII века служило «ес­тественное», или «природное», состояния общества, не ведающего ча­стной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопаю­щего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого порока­ми, живущего сообразно разуму, а не «искусственным» законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию выдающегося философа и писателя эпохи Просвещения Жан Жака Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальнос­ти. Предложенный мыслителями XVIII века идеал общественного устройства использовался для сокрушительной критики существующего порядка вещей.

Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки. Как и в утопиях, в них конструиро­вался мир, альтернативный существующему, отвечавший представ­лениям времени об этических идеалах, о счастливой жизни, гармонии природы и человека, людей между собой, свободе и самодостаточнос­ти человеческой личности. Особое место природы в культурной пара­дигме XVIII столетия связано с провозглашением ее источником ис­тины и главным учителем общества и каждого человека. Как и приро­да в целом, сад или парк становился местом философских бесед и размышлений, культивирующим веру в силу разума и воспитание возвышенных чувств. Парк эпохи Просвещения создавался для воз­вышенной и благородной цели — создания совершенной среды для совершенного человека. «Внушив любовь к полям, внушаем доброде­тель» (Делилъ Ж.) Часто в качестве дополнения в парк включались утилитарные постройки (например, молочные фер­мы), которые, однако, выполняли совершенно иные функции. Важ­нейший морально-этический постулат Просвещения - обязанность трудиться - находил здесь зримое и реальное воплощение, посколь­ку заботам о садах в Европе предаются представители правящих до­мов, аристократии, интеллектуальной элиты.

Парки эпохи Просвещения не были тождественны естествен­ной природе. Их проектировщики отбирали и компоновали казавши­еся им наиболее совершенными элементы реального ландшафта, во многих случаях меняя его целиком в соответствии со своим замыс­лом. При этом, одной из главных задач было сохранение «впечатле­ния естественности», ощущение «дикорастущей природы». В компо­зицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы, посвященные не только богам, но и человече­ским чувствам — любви, дружбе, меланхолии. Все это обеспечивало реализацию просветительских представлений о счастье как «есте­ственном состоянии» «естественного человека», основным условием которого было возвращение к природе.

В XVIII Франция становится гегемоном духовной жизни Ев­ропы. В ее философии, литературе, искусстве новые веяния прояв­ляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испа­нии, Германии, Польше, России. Даже Англия, считающая себя про­тивницей Франции, признает авторитет французской культуры.

Постепенно в культуре европейского Просвещения благодаря деятельности плеяды замечательных мыслителей (в Англии – Дж. Локк, А. Э. Шефтсбери; В Германии – Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер,
И. В. Гете; во Франции – Вольтер, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо) складывается целый ряд отличительных черт, которые позволяют рассматривать эту эпоху как самостоятельное явление.

Во-первых, для нее был характерен деизм (учение о Боге как творце Вселенной, отвергающее его участие в жизни природы и общества после акта творения).

Во-вторых, распространяется космополитизм, который выражался в осуждении всякого национализма и признании равных возможностей каждой нации. Вместе с тем распространение космополитизма вызвало падение чувства патриотизма, который, в конце концов, утратил свое значение в общественной жизни.

В-третьих, культура Просвещения отличалась своей научностью. К началу XVIII в., благодаря трудам многих выдающихся ученых, полностью сложилось классическое естествознание. Среди ученых возникло убеждение в необходимости объяснять все явления природы исключительно естественными причинами.

В-четвертых, естественным продолжением научности культуры Просвещения стала такая ее черта, как рационализм. Именно из науки, особенно из математики, рационализм перекочевал в другие сферы культуры. Просветители глубоко верили, что именно с помощью разума будет достигнуто абсолютное знание о человеке и окружающей природе. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и искусства.

В-пятых, одной из главных черт эпохи Просвещения является идея прогресса, также непосредственно связанная с понятием «разума». Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция «веры в прогресс через разум».

В-шестых, для культуры Просвещения была характерна абсолютизация роли воспитания в формировании нового человека. Деятелям той эпохи казалось, что достаточно создать целесообразные, разумно обоснованные условия для воспитания детей, и на протяжении жизни одного – двух поколений проблемы будут решены.

Сочетание всех этих черт в итоге привело к новому значению самого понятия «культура», которая рассматривалась не только как процесс усовершенствования, но и как состояние, ступень развития человека и общества.

В этом своем значении культура становится предметом изучения для многих просветителей, которые в своих теоретических концепциях стремятся обосновать и раскрыть смысл культуры и определить перспективы культурного развития человечества. В XVIII веке понятие «культура» прочно вошло во все европейские языки и в научную литературу.

10. 3 Стилевые и жанровые особенности искусства
XVII – XVIII веков

XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Успехи естествознания значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Господствовало ощущение неразрывной связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существования. Именно поэтому носителем художественного творчества становится не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные связи с человеком. Соответственно стала богаче и тематика художественного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные жанры и стили, развивались и углублялись те, которые сложились в предыдущие культурные эпохи. В XVII веке почти одновременно возникают стили, имеющие национальный характер и охватывающие разные виды искусств – классицизм и барокко.

Классицизм представлен в литературе такими именами –
П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер (Франция), Д. Фонвизин (Россия); в живописи – Н. Пуссен, К. Лорен (Франция); в скульптуре –
Э. М. Фальконе (Франция), Торвальдсен (Дания); в архитектуре –
Ж. А. Габриэль, К. Н. Леду (Франция); в музыке – К. В. Глюк,
В. А. Моцарт (Австрия).

Яркими представителями стиля барокко в литературе были – Кальдерон (Испания), Д. Мильтон (Англия); в живописи – П. П. Рубенс (род. В Германии), в архитектуре – Л. Бернини (Италия); в музыке – И. С. Бах, Г. Ф. Гендель (Германия), А. Вивальди (Италия).

Европейское же искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных антагонистических начала: классицизм и романтизм. Классицизм означал подчи­нение человека общественной системе, развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального, личностного начала. Однако, классицизм XVIII века существенно изменился по сравнению с классицизмом XVII века, отбрасывая в некоторых случаях один из характернейших признаков стиля - античные клас­сические формы. К тому же, «новый» классицизм эпохи Просвеще­ния в самой своей основе не был чужд романтизму.

Важным новым началом в искусстве XVIII века было и появле­ние течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребностей в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм, отразивший в полной мере просветительские представления об из­начальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным «естественным состоянием» общества, его отдалением от природы. Сентиментализм был обращен прежде все­го к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм чрезвычайно близок романтизму, воспеваемый им «естественный» человек неизбежно испытывает трагичность столк­новения с природными и общественными стихиями, с самой жизнью, готовящей великие потрясения, предчувствие которых наполняет всю культуру
XVIII века.

Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просве­щения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы. Очевидно и вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную роль — Италии, Австрии, Германии. Жан­ровая живопись, отражающая повседневность наблюдения художни­ка за реальной жизнью реальных людей, получает широкое распрост­ранение практически во всех европейских странах, порой стремясь занять главное место в искусстве. Парадный портрет, столь популяр­ный в прошлом, уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так назы­ваемый «пейзаж настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди).

Характерной чертой живописи XVIII столетия является воз­росшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное вос­приятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются ин­тереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воз­действие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценят­ся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается де­коративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому, наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы, ху­дожники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.

Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль «рококо», который получил наиболее совершенное во­площение в области прикладного искусства. Он проявлялся также и в иных сферах, где художнику приходится решать декоративно-оформительские задачи: в архитектуре — при планировке и оформ­лении интерьера, в живописи - в декоративных панно, росписях, ширмах и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориен­тированы на создание комфорта и изящества для того человека, ко­торый будет созерцать и наслаждаться их творениями. Небольшие по объему комнаты не кажутся тесными благодаря иллюзии «играю­щего пространства», создаваемой архитекторами и художниками, умело использующими для этого различные художественные сред­ства: орнамент, зеркала, панно, особую цветовую гамму и т. п. Новый стиль стал прежде всего стилем небогатых домов, в которые немно­гочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркну­той роскоши и помпезности. Восемнадцатый век привнес множество предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой, преду­преждающих его желания, сделав их в то же самое время и предме­тами подлинного искусства.

Не менее существенной стороной культуры эпохи Просвеще­ния было обращение к запечатлению художественными средствами ощущений и наслаждений человека (как духовных, так и телесных). У крупнейших мыслителей эпохи Просвещения (Вольтера, Гельве­ция) можно найти «галантные сцены», в которых протест против ханжеской морали времени порой перерастает во фривольность. Во Франции с самого начала XVIII века и публика, и критики начинают требовать от нового искусства, прежде всего «приятного». Такие тре­бования предъявлялись и к живописи, и к музыке, и к театру. «При­ятное» означало как «чувствительное», так и чисто чувственное. На­иболее ярко отражает это требование времени знаменитая фраза Вольтера «Все жанры хороши, кроме скучного».

Тяготение изобразительного искусства к занимательности, повествовательности и литературности объясняет его сближение с теат­ром. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Имена Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составля­ют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии.

Театр оказался близким самому духу эпохи. Жизнь сама шла навст­речу ему, подсказывая интересные сюжеты и коллизии, наполняя старые формы новым содержанием. Не случайно именно в эпоху Просвещения знаменитый венециан­ский карнавал становится не просто праздником, но именно образом жизни, формой быта.

Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII столетии занимает музыка. Если изобразительное искусство рококо стремится, прежде всего, украшать жизнь, театр – обличать и развлекать, то музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых затаенных уголков человеческой души. Меняется и отношение к музыке, которая в XVII веке была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки – опера. В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений – оратория и месса. Достижением музыкальной культуры эпохи Просвещения, бесспорно, является творчество Баха и Моцарта.

Для эпохи Просвещения характерна тяга к авантюрам, приключениям, путешествиям, стремление проникнуть в иное «культурное» пространство. Она находила свое проявление в волшебных операх с множеством необычайных превращений, в трагикомедиях, сказках
и т. д.

Выдающимся вкладом в историю мировой культуры стало из­дание фундаментальной «Энциклопедии наук, искусств и реме­сел», начатое Д. Дидро (1713-1784) и Д'Аламбером. В «Энцикло­педии» систематизированы важнейшие научные достижения че­ловечества и утверждена система культурных ценностей, отражавшая наиболее прогрессивные взгляды того времени.

В полной мере отразил в себе приметы времени, всю его сложность и противоречивость – философ, естествоиспытатель, поэт и прозаик – Вольтер. Одно из самых глубоких и остросатирических произведений Вольтера «Кандид, или оптимист» в полной мере отразило общие тенденции развития просветительской литературы.

Основоположник просветительского романтизма в литературе – Ж. Ж. Руссо. Егоморально-эстетические идеалы в полной мере отразились в наиболее известном и значительном романе «Новая Элоиза». Последователями русизма были Карамзин («Бедная Лиза»), Гете («Страдания юного Вертера»), Шадерло де Лакло («Опасные связи»).

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунк­том в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав по­литические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаничес­кую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, сис­темы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь запад­ной цивилизации. Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и сти­лей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оп­тимизмом и верой в человека и его разум.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: