Художественная культура эпохи Возрождения

Возрождение хронологически делится на 4 этапа: 1) Проторенессанс (Предвозрождение) - XIII в. (двухсотые годы - дученто) и
XIV в. (трехсотые годы - треченто); 2) Раннее возрождение - XV в. (кват­роченто); 3) Высокое возрождение - 80-е гг. XV в. - 30-е гг.
XVI в. (чинквиченто); 4) Позднее возрождение - до конца XVI в.

В конце XIV - начале XV вв. в Европе, а именно — в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Термин «Возрожде­ние» указывал на связь новой культуры с античностью. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравне­нию с периодом Средневековья. С разрушением старых феодально-религиозных представлений и с созданием новой системы ценностей, соответствовавшей за­рождавшейся буржуазной эпохе, был связан и антропоцентризм. Центром ми­роздания объявлен человек, понимаемый как часть природы и наи­более совершенное ее творение. Человек как мера всех вещей, как героическая, независимая, всесторонне развитая личность, как творческая сила в борьбе с натурой и гнетом церковно-феодального принуждения. Этот лейтмотив находит яркое отражение во всех отраслях искусства.

У истоков Возрождения («Раннего Возрождения») в Италии стоял великий Данте Алигьери, автор «Комедии», которую потом­ки, выражая свое восхищение, назвали «Божественной комедией». Всемирную известность получили сонеты Франческа Петрарка (1304—1374) на жизнь и смерть мадонны Лауры. Последователь Петрарки — Джованни Боккаччо (1313—1375), автор «Декамерона», собрания реалистических новелл, объединенных общим гу­манистическим идеалом и представляющих единое целое. Знаме­нитые поэты Возрождения создали итальянский литературный язык. Их сочинения еще при жизни получили широкую извест­ность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время ста­новится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совер­шенных людей. Живопись Раннего Возрождения представлена творчеством Боттичелли (1445-1510), Джотто (1266-1337), Мазаччо (1401-1428). Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности пред­ставивший в скульптуре обнаженное тело. Крупнейший архитек­тор Раннего Возрождения - Брунеллески (1377-1446). Он стре­мился сочетать элементы древне-римского и готического стилей, строил храмы, дворцы, капеллы.

На смену Раннему Возрождению пришло Высокое Возрожде­ние — время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой выска­заны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предна­значении на Земле. Титанами Высокого Возрождения назвали Леонардо да Винчи (1456-1519), Рафаэль Санти (1483-1520), Ми-келанджело Буонаротти (1475-1564).

Гуманистическое движение признано общеевропейским явлением. В XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распрост­раняется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и про­грессивную интеллигенцию. Выдающимся представителем немец­кой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455- 1522), стремившийся показать божественное в самом человеке. Он автор знаменитого сатирического произведения «Письма темных людей», в котором выведена вереница невежественных, темных людей - магистров и бакалавров, имеющих, между прочим, уче­ные степени. В период Реформации выделялся талантливый поэт Ганс Сакс (1494-1576), написавший множество назидательных басен, песен, шванков и др.

Расцвета достигло изобразительное искусство. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471- 1528) — основатель и крупнейший представитель немецкого Воз­рождения, «северный Леонардо да Винчи», художники Ганс Голь-бейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553).

Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидер­ландах был Эразм Роттердамский (1496-1536). Значение произ­ведений этого великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой «Похвалы глупости», для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине нео­ценимо. Сатирические произведения его получили широчайшую известность в Германии, Франции, Испании, Англии. Превосход­ные по форме, глубокие по содержанию, они вот уже не одно сто­летие находят своего читателя.

В Англии средоточением гуманистических идей считался Окс­фордский университет, в котором читали лекции передовые уче­ные того времени - Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманисти­ческих воззрений в сфере социальной философии связано с име­нем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество. Величайшая фигура английского Возрождения - Вильям Шекспир (1564—1616), создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», исторических пьес «Генрих IV», «Ричард III», сонетов.

Возрождение в Испании носило более противоречивый харак­тер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Ши­рокое распространение получили рыцарские романы, а также плу­товские. В этом жанре впервые выступил Фернандо де Рохас, ав­тор известной трагикомедии «Селестина» (написана ок. 1492- 1497). Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель Мигель де Сервантес (1547- 1616), автор бессмертного «Дон Кихота», писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580 - 1645), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи». Основоположник испанской национальной драмы - великий Лопе де Вега (1562-1635), автор более чем 1800 литературных произве­дений, в том числе таких как «Собака на сене», «Учитель танцев».

Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимают Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660), чье творчество оказало огромное влияние на разви­тие живописи в европейских странах.

Во Франции гуманистическое движение начинает распростра­няться только в начале XVI в. Выдающийся представитель фран­цузского гуманизма - Франсуа Рабле (1494-1553), автор сатири­ческого романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». В центре поэтичес­кой тематики - романтические чувства, воспевание любви. Показательны в этом плане сонеты Пьера Ронсара (1524-1580), прозванного «принцем поэтов», оказавшего очень сильное влия­ние на развитие поэзии в целом. Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение - «Опыты» - представляло собой раз­мышления на философские, исторические, этические темы.

Таким образом, Ренессанс подарил мировой культуре огром­ную плеяду талантливых ученых, деятелей литературы и искус­ства. Среди них: философы и ученые - Николай Кузанский, Пикоделла Мирандола, Бруно, Галилей, Макиавелли, Кампанелла, Монтень, Мюнцер, Кеплер, Парацельс, Коперник; писатели и поэты - Данте, Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Э. Роттердамский, Рабле, Сервантес, Шекспир; выдающиеся архитекторы, скульпто­ры, живописцы - Н. Пизано, Донателло, А. Росселино, С. Бот­тичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Микеланджело, X. Босх, А. Дюрер и др.

Однако в культуре Возрождения, наряду с прогрессивными эле­ментами гуманизма и реализма, присутствуют средневековые пе­режитки. Достаточно вспомнить о большой роли, которую в те­чение всего Ренессанса играли теология и схоластика. Для того, чтобы проникнуть в существо культуры и искусства этой эпохи, нужно ясно представить себе противоречия и контрасты, из которых она соткана, - противоречия свободы и рабства, рациона­лизма и магии, чувственности и аскетизма.

Вопросы для самопроверки:

Назовите основные черты культуры эпохи Возрождения.

Дайте характеристику искусству Северного Возрождения.

Почему Д. Алигьери называют «последним поэтом средневековья и первым поэтом Нового времени»?

Что такое антропоцентризм? Почему на нем базируется гуманизм эпохи Возрождения?

Термины:

Антропоцентризм – тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

Аскетизм – ограничение или подавление чувственных, телесных желаний для достижения сосредоточенности духа, свободы от материальных потребностей, обретения сверхъестественных способностей.

Гуманизм -совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения, и право личности на свободное развитие своих творческих сил.

Мадонна – название богоматери у католиков и ее живописное или скульптурное изображение.

Ценности – коллективно и индивидуально вырабатываемые определения объектов мира, направленные на выявление их культурной значимости для человека и общества.

Раздел 10. Культура периода Реформации
и Просвещения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: