Особенности культуры древнегреческого полиса

Древнегреческая цивилизация создала богатую и разнообразную духовную культуру. Большую роль в ее становлении и расцвете сыграл полис, в котором само устройство жизни побуждало человека раскрывать лучшие способности.

Греки ощущали свою божественность и причастность к богам. Показательны в этом отношении древнегреческие игры. Самые знаменитые - Олимпийские, учрежденные в 778 г. до Р. Х. Существовали и местные игры и другие общегреческие - Дельфийские, Немейские, Истмийские. Самое характерное - их направленность на выявление победителя, победитель был избранником и любимцем богов, он признавался божественным человеком. Человек, находясь среди людей, через игры и соревнования выявлял и проявлял свою божественность. Его божественность достигалась не в ритуальном очищении, жертвоприношении и обожении. В первобытности игра принадлежала только богам. Игра - от радости, полноты бытия, избытка силы и могущества, она достойна богов и по плечу одним богам. Смертные, т. е. Люди, первоначально играли только в рамках ритуала, выражая в играх приобщение к божественной жизни. Греки сблизили игру со своим человеческим бытием.

Ощущение своей близости к богам древние греки осмысляли как свободу. Свобода - независимость от внешнего и гармония внутренняя. Такая свобода достижима только в обществе людей. Аристотель называет человека существом общественным и политическим, т. е. полисным. Отношение греков к своему полису было пронизано теплотой, чуть ли не интимностью. В полисной жизни человек чувствовал себя так, как мы чувствуем себя в своем домашнем кругу, среди родных и близких.

Гомеровские «Илиада» и «Одиссея» созданы приблизительно в 8 в. до н. э. Любой эпос отличает от мифа то, что в нем действуют люди. Все древневосточные тексты, посвященные людям - это робкая попытка человека заявить о своем существовании. На их фоне «Илиада» и «Одиссея» производят ошеломляющее впечатление. В них повествуется уже не об отдельных людях, а о грандиозных событиях, в которые втянуты целые народы, а боги всецело поглощены человеческими делами. Им бесконечно важно, как закончится война ахейцев и троянцев, падет ли Троя, или ахейцы вернутся на родину ни с чем. Из-за героев «Илиады» у богов плетутся интриги, происходят ссоры и даже сражения. Очеловечивание богов и обожествление людей. Эпос в отличие от исторического сочинения не описывает реальные исторические события, он не отражателен, а выразителен. В центре внимания - индивиды, они персонифицируют собой народ, выражают его душу, а не пройденный им исторический путь.

Уже в 7-6 вв. до н. э. в Греции зарождается философия. Первых греческих философов интересовало прежде всего устройство и происхождение окружающего мира. Чтобы решить эти сложные вопросы, они обращались не к мифам, а к изучению природы. Поэтому первоначально философия была тесно слита с медициной, астрономией, математикой и другими науками, находившимися еще в зачаточном состоянии. Так, древнейший из известных нам философов Фалес (7 - 6 вв. до н. э.) считался основоположником математики и астрономии. Другой известный мыслитель - Анаксимандр (6 вв. до н. э.) впервые вывел один из самых важных законов физики - закон о сохранении энергии и создал первую геометрическую модель Вселенной.

Философы искали разгадку происхождения мира и его разнообразия в самой природе. Мир представлялся им как единое целое, поэтому философы считали, что в основе всех вещей лежит некий первоэлемент: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит).

В атмосфере бурной политической жизни полисов, напряженных споров в народных собраниях родилось и другое направление, изучавшее прежде всего человека и общество. Это направление, которое называлось софистикой, появилось в 5-4 вв. до н. э. и распространилось по всей Греции, но особенно популярным было в Афинах. Софисты, анализируя природу человека, задумывались и о том, насколько он способен познать окружающий мир, насколько правильно его восприятие. Философ Протогор, сказав «Человек есть мера всех вещей», показал, что истина субъективна, ибо человек сам создает и оценивает ее. Софисты сравнивали законы и моральные нормы, принятые в разных полисах. Сделали вывод о том, что о каждой вещи можно судить двояко. Поэтому на занятиях ученики часто получали задание произнести аргументированные речи «за» и «против», вырабатывалось умение понять чужую точку зрения.

Досугом в его концентрированном выражении для греков был пир, причем пир обязательно был беседой, ценился разговор о предметах возвышенных и божественных. На пире наступал момент полноты и изобилия жизни, когда ни к чему не надо стремиться и ничего преодолевать в трудах и борениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: