Усложнение церковной иерархии

Сначала последователей Иисуса Христа было сравнительно немного, и они не были организованны. Ранние христианские общины еще не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужения, не знали таинств. Общим для всех общин было: вера в миссию Иисуса Христа, в то, что его добровольная искупительная жертва отменила грех Адама и, тем самым, открыла перед человечеством возможность спасения и воскресения после Страшного суда для жизни вечной.

Идея первородного греха (отпадения людей от Бога) - иудейская идея - становится главной и в христианстве. Но здесь она дополняется идеей богочеловека-Спасителя. Христианство учило видеть в людях не богатых и бедных, свободных и рабов, эллинов и иудеев, а только верующих и неверующих. Добродетелями считается бедность, смирение, любовь к ближнему.

Долгое время существовали разрозненные христианские общины, в которых выделялись проповедники, не имевшие должностного положения. Затем появляются должности дьякона, ведающего текущими делами общины, епископа - заведующего деньгами и имуществом. Пресвитеры общин (старейшины) становятся их священниками. Появляются митрополиты - руководители церковных областей, патриархи - первосвятители крупных региональных церковных объединений.

В 3 в. в Египте зародилось м онашество. Два основных типа - лавры (каждый монах жил в отдельной хижине или пещере, а вместе собирались только по воскресеньям). Образец лавры - 305 г. вокруг св. Антония на берегу Нила. Киновия (греч. «общежития») собственно монастырь, одно помещение, строгие правила - устав, совместные работы и богослужения. Основатель Пахомий Великий (ум. 347 г.), глава монастыря игумен (настоятель), написал первый устав. Первоначально не входили в церковную иерархию, но постепенно составили ядро византийского священства. В Западной Европе первый монастырь был основан святым Бенедиктом (ок. 480 - ок. 547) в Монтекассино. Им же был разработан и монастырский устав, который послужил образцом для последующих братств. Западная церковь не поощряла полного аскетизма восточных монастырей, но также требовала от монахов соблюдения обетов бедности, целомудрия и послушания.

После того как христианство в 313 г. по инициативе римского императора Константина было признано государственной религией, церковь перестала быть только духовной общиной, объединяющей собратьев по вере. Начался процесс превращения церкви в политическую силу, «государство в государстве». Церковь получала в дар от императоров и римской знати земельные владения; оформилась ее внутренняя организация. На вселенских соборах - высших «съездах» духовенства разрабатывалась догматика христианского вероучения, возникла необходимость внятно и четко изложить основные принципы своего вероучения, причем на языке, привычном эллинистической философии и интеллектуалам империи.

Выступление Ария (318 г.) положило начало длительным богословским спорам. Арий утверждал, что «второе лицо Троицы не единосущно Богу-Отцу. Сын рожден, а следовательно, сотворен, поэтому не Творец, а тварь». 1 Вселенский собор в Никее (325 г.) осудил учение Ария, установил Символ Христианской Веры, в соответствии с которым Бог существует как единство трех лиц (ипостасей), при этом использовали не только библейские, но и философские выражения «единосущный» и «из сущности Отца».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: