Искусство - самостоятельная и важная сфера культуры. При помощи искусства человек осознает мир, самого себя, одухотворяя то, что он создает. Искусство – душа культуры.
Искусство – это мышление посредством образов. В своих образах искусство запечатлевает мир. Благодаря искусству человек лучше понимает мир, самого себя, других людей. Высшая цель искусства – окультуривание человека. Искусство включает в себя нравственные, философские, религиозные, научные элементы. Нет ни одной области человеческой жизни, не доступной искусству.
Искусство активно приобщает человека к историческому опыту, социальному, культурному опыту. Поэтому искусство выполняет многочисленные функции:
1. гедонистическую – доставляя человеку удовольствие, радость.
2. компенсаторную – выражая неудовлетворенность человека реальной жизнью.
3. коммуникативную – искусство является эффективным средством общения в пространстве культуры.
4. эстетическую – связанную с преобразованием мира на основе красоты
|
|
5. воспитательную
6. познавательную.
Каждая эпоха рождала свое понимание искусства, выдвигая на первое место ту или иную его функцию.
В основе искусства лежит понятие прекрасного. Человеку свойственно стремиться к прекрасному, поскольку потребность давать эстетическую оценку явлениям действительности заложена в природе человека. Представления о прекрасном изменчивы. Они меняются от эпохи к эпохе, от народа к народу. Идеалы, ценности, идеи меняются вместе с уровнем развития общества. В каждую конкретную эпоху искусство по-разному отражает мир и человека.
· Искусство в эпоху неолита отражало образ человека достаточно схематично, не прорисовывая лица. Человек как бы сводился к своим функциям: он изображался как воин, охотник, шаман. Особое значение в этот период придавалось репродуктивной деятельности человека: выжить можно было тогда, когда численность племени была достаточной, оптимальной. Это нашло отражение в образах знаменитых «палеолитических Венер», при изображении которых подчеркивались те черты, которые способствовали выполнению основной функции - детородной.
· Ценилась красота человеческого тела. В эпоху античности идеал человека – это человек, в котором внешняя красота и внутреннее благородство образовывали неразрывное единство. На лицах изображаемых людей: невозмутимость, спокойствие, божественная отстраненность подчеркивали готовность человека к испытаниям, мужественное принятие судьбы. Но богатство телесной пластики помогало раскрывать сложный мир человеческих чувств и переживаний. Красота человеческого тела не требовала дополнительных украшений: нагота воспринималась как эстетическая ценность.
· В эпоху средних веков ценилась духовная красота, а не телесная. А человеческое тело считалось «вместилищем греха».
· В эпоху Возрождения человек снова «мера всех вещей».