Жизнь общества и каждого человека стала «другой». У этой «инаковости» нет точного определения, к ней не подходят позитивные или негативные оценки, ибо она не является продолжением того, что было в прошлом. У нее нет отчетливых границ, есть лишь пунктирные очертания.
«Мир потерял свой стержень» - утверждают философы. Вместо жесткой организации - хаос и беспорядок, непредсказуемость и текучесть. Внутри этого хаоса возникает энергия, стимулирующая творческий процесс. Явления культуры возникают самопроизвольно и рассеиваются в пространстве. Они существуют наподобие кочевников, пути, движения которых могут меняться под влиянием случайностей.
Как раньше философы объясняли картину мира и культурогенез? Через «Мировое Древо». Оно считалось на протяжении тысячелетнего развития культуры фундаментальным культурным символом.
«Мировое Древо»:
· крона символизировала множественность культурных сообществ;
· ствол - единство ценностей мировой культуры;
· корни - культурное наследие прошлого, истоки человеческого Бытия. Развитие было представлено как «ветвление» многочисленных и разнообразных этнических и социальных структур, отличающихся между собой самобытными чертами, но имеющих сходство в базовых ценностях.
|
|
«Мировое Древо» отражало непрерывность развития мироздания, постепенное возвышение и совершенствование человека в культуре.
Главным элементом всей европейской классики являлась идея «Корня», глубины истории культуры. Поиск корней - любимое занятие в науке, искусстве, морали, генеалогии. Стержень поддерживает корень и крону.
Постмодернизм отвергает символ классического мышления в виде «Мирового Древа». Вместо этого предлагается новый образ «Травы» или «Ризомы». Этот символ требует пояснения. Согласно новой терминологии, введенной французскими философами Ж. Делезом и Ф. Гваттари, трава ведет самое «мудрое существование». Для нее нет особых условий, она существует везде, прорастает на огромных необработанных пространствах, заполняет пустоты, пробивается сквозь асфальт и скалы, ее появление непредсказуемо. Она способна доставлять радость и наслаждение своим присутствием, не требуя культивации, ухода и подкормки, экономических затрат и финансовой поддержки. Она растет между всеми иными растениями, деревьями и кустарниками, на камнях и под заборами, не мешая другим. «Трава» не вытеснила «Древо». Они могут сосуществовать вместе, дополняя друг друга, трава может произрастать на дереве, забираться в дупло, обвивать ствол.
«Ризома» более жизнеспособна, имеет множество возможностей для выживания на севере и юге, востоке и западе, в пустынях и скалах, берегах морей и рек, тундре и горных вершинах. Явления культуры, подобные «Ризоме», возникают самопроизвольно, живут на короткой дистанции, не связаны с длительной памятью. «Ризома» существует «здесь и сейчас», не претендуя на признание потомков и вечные ценности.