Традиционные модели культуры

Культура представляет собой сложную систему. В ее состав входит множество элементов, связанных между собой. Для изучения культуры необходимо не только классифицировать факты и явления культуры, но и определить характер их связи. Проведение исследования подобного рода предусматривает выделение каких-то устойчивых элементов культуры, присущих ей независимо от места и времени существования этноса или народа, ее создавшего.

Определение таких элементов во многом зависит от того, в рамках какой науки оно происходит. Например, первые исследовательские модели структуры культуры были созданы в этнографии. Они представляли собой классификации, в которых различные культурные объекты и факты объединялись в группы, как правило, в соответствии с их функциями. В описания культуры народа включалось все: телесная конституция, одежда, украшения, орудия, транспортные средства, устройство жилища, домашняя утварь, предметы ритуалов, памятники и другие материальные объекты. Помимо этого, выделялись группы фактов, соответствующих той или иной деятельности: религиозные обряды, нравы и обычаи, системы социальной организации, искусство и многое другое. Такие классификации и по сей день являются важнейшим способом ознакомления с культурой какого-либо народа. Они составляют этнографические энциклопедии, справочники; они предоставляют материал для структурно-функциональных исследований в других науках о культуре.

В то же время подобную структурную модель нельзя назвать универсальной. Она хорошо подходит для изучения малых этносов, племенных народов, но не подходит для исследования проблем современных многоэтнических цивилизованных обществ. Поэтому в начале 20 века в социологии появляется новая, укрупненная модель культуры. Вся культура общества предстает в ней как неразрывное единство трех компонентов: материальной, духовной и социальной культуры.

К материальной культуре относят все то, что обеспечивает взаимоотношения человека со средой его обитания, способствует удовлетворению его материальных потребностей или потребностей дальнейшего физического существования. Это технологическая сторона жизни, она присутствует во всех культурах – и самых древних, и современных. Человек обеспечивает себе выживание, создавая орудия труда, одежду и жилище, производя продукты питания и предметы быта. Конечно, чем больше общество и чем оно более цивилизованно, тем более развита в нем материальная сфера. При этом каждая культура создает специфические, своеобразные средства удовлетворения насущных потребностей человека, использует собственные технологии производства. Но тем не менее в каждой культуре необходимо присутствует материальный компонент.

Под духовной культурой подразумевают те аспекты жизни общества, которые связаны с идеями, установками, ценностями и ориентирующимися на них способами поведения. Осмысление мира человеком происходит в разных областях – в науке, искусстве, религии, философии. В каждой сфере человеческой деятельности происходит не только накопление идей, но и практическая их реализация, что выражается в появлении, например, определенных стилей в искусстве, научных теорий, религиозных обрядов. Наряду с этим именно в духовной культуре формируются взгляды людей на жизнь, их мировоззрение, представление о мире, в котором они живут. Идеи определяют жизненную позицию человека, являются руководством для индивидуального выбора способов действия, поведения.

Социальная культура – это системы взаимоотношений людей. Занимаясь различной совместной деятельностью, люди осуществляют повторяющиеся действия, они фиксируются сначала в обычаях, ритуалах, потом социальных институтах. Происходит также разделение людей на группы – по участию в одном виде деятельности, по степени господства над другими людьми. Так образуется общество, социальная система, в которой действуют определенные законы, устанавливаются собственные правила отношений.

Впоследствии вместо трехчастного принимается другое деление культуры, на два компонента – материальную и духовную. Элементами материальной культуры являются орудия и средства труда, техника, сооружения, сельскохозяйственное и промышленное производство, пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта, средства массовой коммуникации, здравоохранение. Очевидно, что все перечисленное, как и прежде, можно отнести к технологической стороне жизни, обеспечению физического существования человека и его коммуникативных потребностей.

Элементами духовной культуры считают интеллектуальную (наука, философия, просвещение), эстетическую (искусство), этическую (мораль, нравственность), социальную (язык, быт, традиции и обычаи, право и политика) и религиозную. Иногда, как уже говорилось, социальные компоненты культуры рассматриваются отдельно. Тогда под духовной культурой понимают науку, искусство, язык, мораль и религию. Такое понимание на сегодняшний день является наиболее распространенным и часто вообще ассоциируется с понятием культуры.

Разумеется, отделение компонентов культуры есть абстракция, научная условность. В реальной жизни мы не можем отделить одно от другого: в каждом культурном объекте, факте неразрывно присутствуют все компоненты. Например, произведение искусства – архитектурное сооружение той или иной эпохи – дает нам представление о технике строительства (сфера материальной культуры) и о характере социальных отношений, мировоззрении людей того времени. В целом, можно сказать, что деление на материальный, духовный и социальный компоненты представляет собой структуризацию целостного организма, элементы которого неразрывно связаны друг с другом и находятся в отношениях взаимозависимости и взаимовлияния, а подчас неотделимы друг от друга.

Альтернативные варианты структуры культуры

В современных культурологических исследованиях все чаще предпринимаются попытки создать структурные модели, лучше отражающие специфику культуры, дающие более полное представление как о самом понятии культуры, так и о человеке.

Человек – субъект культуры. Он создает ее и в то же время является ее созданием, продуктом. Такое понимание отношений человек – культура отражается в структурной модели, представляющей культуру как совокупность предметного и личностного компонентов. В культуре тогда выделяются внешняя (объктная, видимая) и внутренняя (субъективная) сторона. Мир объектов – технических или художественных, предметов быта или культа – все это видимая, внешняя сторона культуры. Мир объектов есть практическое, реальное воплощение человеческих идей – научных, художественных, религиозных, политических. Но откуда берутся эти идеи? Человек создает их не на пустом месте, они появляются, благодаря способности человека воспринимать и обрабатывать культурный опыт, зафиксированный в объектах. Даже способы мышления формируются в культурном опыте, создавая основание для научного или художественного творчества.

Ориентируясь на личность, мы можем также представить культуру как единство трех компонентов: способов социокультурной деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развития личности.

Социокультурная деятельность человека включает в себя экономическую, политическую, художественную, религиозную, нравственную, правовую и другие сферы. Эти виды деятельности присущи всем культурам, но их формы и способы в разных культурных эпохах неодинаковы. Формы деятельности социально (внебиологически) наследуются и совершенствуются.

Результаты деятельности – мир объектов. Характер культурных объектов зависит от технологий, по которым они создаются. Во всех культурах существует три типа объектов и, соответственно, три вида технологий, направленных на их создание. Это технологии, производящие и транслирующие символы (коммуникационные технологии), технологии производства физических объектов и технологии организации систем взаимодействия (социальные технологии). В древних цивилизациях различие технологий порождало специфические особенности культуры. Рассматривая памятники архитектуры, искусства древних, мы видим своеобразие античной и китайской культуры, культуры древней Индии и Вавилона. Современное развитие технологий, их распространение по всему цивилизованному миру – объединяющий фактор. Из современных объектов материальной культуры исчезают черты национальной принадлежности, поэтому столь большое внимание уделяется сохранению памятников старины, несущих своеобразие местной традиции.

В процессе изменения способов деятельности идет становление и развитие человеческой личности. Мы уже говорили о человеке как субъекте культурного развития. В данной модели так же подчеркивается единство человека и культуры, принципиальная неотделимость субъективного и объективного в культуре. Каждый человек – микромодель культуры, ее носитель. Даже на необитаемом острове группа людей попытается воспроизвести собственную культуру, будет действовать тем или иным способом в зависимости от того комплекса идей, ценностей, установок, которые усвоены ими в собственном обществе. Можно сравнивать памятники архитектуры разных эпох, но можно сравнивать и образы жизни людей, их внешний облик, нравы, язык – в обоих случаях мы будем иметь информацию о конкретной, неповторимой культуре.

Обращение к человеку послужило основой для создания еще одной интересной модели культуры. В ней выявляются не столько компоненты, сколько уровни культуры. Обычно, рассматривая культуру того или иного народа, исторической эпохи, мы принимаем во внимание только то, что является результатом творческой деятельности определенной группы людей – профессионалов, занимавшихся искусством, политикой философией, создавших те объекты культуры, по которым мы судим об эпохе или народе. Но это ведь только видимая часть. У культуры, помимо профессионального, специализированного уровня есть еще и другой – обыденный. Для исследования культуры этот уровень может представлять особый интерес, поскольку именно он характеризует культуру как процесс, способ существования людей.

Специализированный и обыденный уровни связаны между собой. В них можно выделить одни и те же элементы, означающие определенный вид деятельности людей. так, на специализированном уровне выделяют экономическую, правовую, научно-техническую, художественную, философскую, религиозную культуры. Каждому элементу специализированного уровня соответствует элемент обыденного уровня. Так, экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, ведение семейного бюджета; философии – обыденное мировоззрение; религии – верования и обряды. Связь между уровнями осуществляется через сферу образования, средства массовой информации, учреждения культуры. Происходит взаимодействие между «высокими» ценностями и ценностями повседневной жизни.

Говоря о структуре культуры, необходимо отметить, что во всех ее элементах есть доминирующие черты, в совокупности составляющие так называемое ядро культуры. Это стабильная целостность ведущих ценностных ориентаций, основополагающий принцип культуры, который выражается в науке, философии, искусстве, этике, праве, основных формах экономической и социальной организации, образе жизни. Помимо ядра в структуре можно выделить периферию, менее стабильную сторону культуры, характеризующуюся изменчивостью, склонностью к инновациям. Ценностная ориентация культуры может меняться в зависимости от ряда факторов, в качестве которых выступают этические нормы, экономические условия, эстетические идеалы и критерий удобства. Например, современную американскую и европейскую культуру часто называют обществом потребления, поскольку на первый план социальной жизни выдвинуты именно эти основания – обеспечение комфорта, максимального удобства, обеспеченности – настолько, что для большого числа людей это становится основной жизненной ценностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: