Функции культуры. Культура была создана и создается людьми в силу особенностей человека как социального существа

Культура была создана и создается людьми в силу особенностей человека как социального существа. В этом качестве культура предстает как особая среда, посредством которой человек обеспечивает не только свои потребности, но и само свое существование. Поэтому можно сказать, что главной функцией культуры является сохранение человека как вида. Все функции культуры определяются, таким образом, в зависимости от того, какой именно группе потребностей человека соответствует созданная им культура. Начиная с древнейших времен до сегодняшних дней эти потребности, в целом, не изменяются, меняются только способы их удовлетворения, культурные формы, в которых потребность обеспечивается. Такое изменение также заложено в природе человека, который, в отличие от других живых существ, наделен творческой способностью, желанием и возможностью искать новые пути организации отношений между человеком и миром, между людьми.

Функциональный анализ культуры помогает понять, что движет людьми, какова их социальная природа. Поэтому функции определяются наличием в любом обществе аналогичных явлений – норм, ритуалов, обычаев, форм общения и производства. Какими бы разнообразными ни были эти формы, сам факт их наличия, независимо от создавшего их народа или времени создания, говорит о том, что они имеют огромное значение для людей, выполняют важную для человека функцию.

Креативная функция культуры. По-другому эту функцию можно назвать созидательной или преобразующей. В ней выражена одна из основных потребностей человека – освоение и преобразование окружающего мира, приспособление его к человеку. В креативной функции наиболее отчетливо выражен творческий потенциал человека, его постоянная неудовлетворенность наличным бытием, стремление к его изменению, совершенствованию. Креативная функция реализуется в создании орудий труда, различных способов материального производства, инструментов преобразования природы. В то же время изменение внешнего мира связано с изменением самого человека. Человек как бы многократно усиливает те физические возможности, которыми он располагает от природы, расширяет пределы своего влияния, воздействия. И в создании каменного топора, и в создании сверхзвуковых лайнеров реализуется, находит свое выражение креативная функция культуры.

Защитная функция культуры. Преобразование природы связано с риском нарушения баланса между человеком и окружающей средой, причем риск тем больше, чем больше масштаб преобразований. В глубокой древности люди уже осознавали опасность чрезмерного вмешательства человека в природное устройство, что отражалось в представлениях о взаимосвязанности природных и социальных процессов, законах мироустройства, предусматривающих ответственность человека перед природой – его домом. Такие законы суть защитные механизмы культуры. Древние запреты, ритуалы, верования, табу в той или иной форме внушали человеку чувство возможной опасности, которая грозит ему вследствие необдуманного действия. Сегодня эту функцию реализуют различные программы защиты окружающей среды в виду возможности экологической катастрофы, причиной которой может стать именно чрезмерная экспансия человека, его неограниченное техническое могущество. Не менее важная сторона защитной функции – охрана человеческой жизни и здоровья. Здесь ее реализация состоит в создании институтов здравоохранения, медицины, санитарии и гигиены, также известных людям с древнейших времен.

Познавательная функция культуры. Как преобразование мира, так и защита от возможных негативных последствий этого преобразования требуют от человека знаний о природе и о самом себе. Кроме того, человек может сохранять психологическую устойчивость, уверенность в себе только при наличии представления о мире, в котором он живет. Каким бы образом не объясняли мир мифы, религии, наука, искусство – они создают картины мира, дают человеку возможность действовать сообразно своим знаниям, представлениям, убеждениям. Маленький ребенок, задающий бесконечные вопросы, пытается таким образом сориентироваться в окружающем, понять его смысл, значение. Чем дальше отодвигаются горизонты познанного, тем более человек пытается их раздвинуть. Нельзя сказать, что только необходимость заставляет людей познавать мир – ими движет потребность познания самого по себе, одно из выражений творческого потенциала человека. Познавательная функция культуры находит реализацию в совершенно, казалось бы, различных способах. И научный эксперимент, и гадание, и медитативная практика имеют в своей основе желание человека узнать что-то новое о мире, что даст ему возможность осознанно действовать в нем.

Информационная функция культуры. По-другому эту функцию можно назвать функцией культурного воспроизводства. Во все века люди заботились не только о получении знания, но и том, как его зафиксировать, передать будущим поколениям. Одним из основных признаков культуры является ее социальное наследование, внебиологический характер. Культура фиксируется в языке, язык вообще – самый мощный носитель культурной традиции, знания о мире. Но институт образования включает в себя и способы передачи умений, форм поведения, методов познания и многое другое. В разных культурах опыт фиксируется по-разному. Идет развитие информационных технологий, увеличение количества информации в мире требует все новых способов ее хранения. Но дело не только в количественном изменении, информация может быть различной и по своему качеству. Например, научная и художественная информация и фиксируются в разных формах и передаются по-разному. То же можно сказать о религии, об этике. Кроме того, информация может быть предназначена для ограниченного круга людей, отсюда возникает необходимость различного кодирования, шифровки. Так, например, шифруется информация сакрального характера – так называемые тайные, священные тексты; так же охраняются военные секреты, государственные тайны. В культуре может возникнуть и противоположная потребность широкого распространения какой-либо информации в просветительских или политических целях. Именно секуляризация культуры явилась причиной появления книгопечатания, точнее, эти процессы оказались тесно связанными.

Коммуникативная функция культуры. Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми посредством знаков разного рода и знаковых систем. Человек как социальное существо по определению должен иметь различные способы общения с другими людьми для координации совместных действий. В коммуникации происходит процесс познания мира человеком, обобщение совместного социального опыта и его передача. Язык – сложная система знаков, согласованных по определенным правилам, кодам. В качестве знаков естественного языка выступают слова. Знаками являются также жесты, выражения лица, световые и звуковые сигналы, изображения – все, чему люди придают определенные договорные значения, с помощью чего они общаются, передают информацию. Например, цвета светофора – это знаки, которые имеют определенное значение. Знаками являются цифры, различные математические символы. Люди создают знаки и знаковые системы – языки, чтобы как можно точнее зафиксировать свой опыт познания мира. Особое место в коммуникации занимает искусство. «Языки» искусства несут уникальную, художественную информацию, которую нельзя полностью «перевести» в слова естественного языка. Поэтому произведение искусства фиксирует специфический индивидуальный опыт познания мира, конструирует собственные методы коммуникации.

Нормативная функция культуры. Общество – естественная среда обитания социального человека. Оно может существовать только при условии, что люди придерживаются единых норм, что для них есть общие правила совместного проживания. Эти правила предусматривают не только удовлетворение, но и ограничение потребностей человека. Социальные системы разных народов отличаются тем, каким образом поддерживается стабильность системы. Для некоторых систем характерна жесткая иерархия, удовлетворение потребностей одних людей за счет ограничения потребностей других; для иных систем поиск баланса заключается в учете интересов всех членов общества. Во всех случаях принципиально важным является наличие общественной организации, системы, существующей по определенным нормам, законам. Благодаря этому, поведение людей становится предсказуемым, понятным для других членов общества, что и есть основное условие совместной жизни. Нормативная функция тесно связана с оценочной. Правило или норма, принятые в культуре, отделяют одобряемое обществом поведение от порицаемого, дают представление о добре и зле, справедливости и так далее, то есть составляют важную часть культурной картины мира.

Рекреативная функция культуры. Эту функцию можно назвать также восстановительной или релаксационной. Для человека имеют значение не только внешние обстоятельства его жизни, но и собственное его душевное состояние. Не секрет, что человек может быть несчастлив при полном внешнем благополучии и наоборот – испытывать высочайший подъем духа в тяжелых условиях. Душевное здоровье человека зависит от многого, но не в последнюю очередь – от его способности освобождать свой разум от каждодневных бытовых проблем, приобщаться к миру духовной жизни, переживать сильные эмоции. Для одних процесс восстановления духовного потенциала происходит в храме, для других – в концертном зале, для третьих – на стадионе, причем ни одна форма не исключает другую. Скорее, мы можем сказать, что в культуре создаются совершенно различные способы дифференциации обыденной жизни как преимущественно социального функционирования человека и его внутренней индивидуальной жизни. В самых строгих религиозных культурах было место для праздника, карнавала, но и в самых демократичных обществах человек не свободен от обязанностей, ответственности, необходимости соблюдать принятые правила и так же нуждается в «области свободы», раскрепощения. При этом важно иметь в виду, что ни искусство, ни религия далеко не ограничиваются рекреационной функцией. Речь идет о функциях культуры в целом, а не о функциях ее форм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: