Естественнонаучная и гуманитарная культура

Под культурой в самом широком смысле этого слова принято понимать всё то, что создано человеком, человечеством в ходе его истории, в отличие от природных процессов и явлений. Следовательно, главная отличительная черта системы человеческой культуры состоит в том, что она созидается человеческим трудом.

Процесс труда всегда осуществляется при непосредственном участии и направляющем воздействии сознания человека, его мышления, знаний, чувств, воли. Значит культура – это «опредмеченный» мир человеческой духовности. Культура– это воплощение человеческих стремлений, переживаний и достижений, провалов и разочарований.

Культура есть продукт человеческой деятельности, а деятельность есть способ бытия человека в мире. Результат человеческого труда постоянно накапливается, и потому система культуры исторически развивается и обогащается, причем развивается не только вся система в целом, но и ее отдельные компоненты.

В культуре выделяют материальную и духовную сферы, которые различаются по способу воплощения результатов человеческих усилий. Материальная культура – это вся сфера материальной деятельности человека (орудия и предметы труда, жилища, одежда, предметы обихода, техника и т.п.). Понятием «духовная культура» обозначаются духовная деятельность людей, ее процесс, средства и результаты, т.е. сфера сознания, познания, воспитания и просвещения. Продуктом духовной деятельности являются идеи, представления, научные гипотезы, художественные образы, мифологические символы, моральные и правовые нормы, религиозные воззрения и т.п. Вместе с тем разделение на материальную и духовную культуру достаточно условно, так как все предметы материальной культуры являются воплощением идей и знаний, т.е. продуктом человеческого сознания, а явления духовной культуры всегда объективируются в материальных предметах – книгах, картинах, архитектурных сооружениях и т.п.

К духовной культуре относятся наука, философия, искусство, религия, мифология, право, мораль. Основные компоненты духовной культуры называют также формами общественного сознания. Каждая из названных форм имеет собственный предмет, выделяемый из общего конгломерата культуры, специфический способ функционирования и выполняет конкретные социально-культурные функции.

Почти на всем протяжении XX века наблюдалось противостояние между двумя культурами – естественнонаучной и гуманитарной. Очень четко эту ситуацию зафиксировал известный английский писатель и ученый Чарльз Сноу, выступивший в 1959 году в Кембриджском университете с программной лекцией «Две культуры и научная революция». Он показал, что между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и «научной культурой», выросшей на основе развития естествознания и техники, возникает и углубляется существенный разрыв.

Ч. Сноу размышлял о двух полюсах культуры. На одном из них – культура, созданная наукой, естествознанием, на другом – гуманитарная. Они развиваются изолированно, не зная ценностей друг друга. Такая поляризация культуры наносит вред всему – науке, искусству, обществу, человечеству.

В основе противостояния двух культур лежит различный подход к научному познанию: естествознание ориентировано на изучение повторяющегося, общего, универсального, абстрактного; гуманитарное познание – на изучение неповторимого, уникального, специального, конкретного. Цель естествознания – описать и объяснить изучаемый объект, отразить его качественные и количественные характеристики. Цель гуманитарных наук – понять изучаемый объект, найти способы конкретно-исторического, личностного переживания, толкования его содержания, выразить свое отношение к нему.

Противостояние между представителями двух культур, так называемыми «физиками» и «лириками», особенно широко наблюдалось в 60-70 годы. Однако к концу XX столетия появились серьезные предпосылки для его преодоления. Сопоставление различных научных дисциплин – это всегда обмен опытом и перенос его из одной области познания в другую, это одна из возможных точек роста научного знания. Именно поэтому методологическое сопоставление гуманитарных и естественных наук часто приносит новое, дает замечательные научные результаты. Не конфронтация различных культур в науке, а их тесное единство является закономерной тенденцией современного научного познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: