Цель: определение возможности памяти при разных способах запоминания.
Материалы и оборудование: подготовленные ряды по 10 слов для каждого способа запоминания.
Возможный перечень слов:
для логического запоминания – сон, умывание, завтрак, дорога, университет, пара, звонок, перерыв, зачёт, дискотека;
для механического запоминания – квартира, ёлка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф.
Ход работы
Исследователь громко зачитывает испытуемому ряд слов из логического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова. Через 3-4 мин экспериментатор вновь громко зачитывает испытуемому ряд слов из механического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.
Результаты
Сравните между собой результаты первого и второго случаев.
В выводе объясните причину разного воспроизведения слов у одного и того же испытуемого.
Тема 5 ОСОБЕННОСТИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ВОСПРИЯТИЯ
1 Общее понятие о восприятии.
2 Внутренняя структура восприятия.
|
|
3 Иллюзии восприятия, оптические обманы.
Основные понятия по теме
Восприятие – это определяемый внешними причинами процесс познания, в котором предметы и явления окружающего мира отражаются в виде ощущений, образов или словесных символов и формируются целостные представления о предмете. Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом в те моменты, когда они действуют на анализаторы. Восприятие заключается в интеграции и сопоставлении полученной информации (в виде ощущений) с той, которая была накоплена ранее и представляет собой жизненный опыт.
Восприятие человека носит целостный предметный и осмысленный характер. Восприятие имеет свою внутреннюю структуру, где роль каждого отдельного элемента определяется тем, какое место он занимает в целом, той функциональной нагрузкой, которую он несет. Части в восприятии объекта всегда подчинены целому. Вследствие этого могут возникать иллюзии восприятия.
Вопросы для самоконтроля:
Что такое восприятие?
2 В чем заключается внутренняя структура восприятия?
3 Что такое «иллюзии восприятия» и почему они могут возникать?
Лабораторная работа 1
«Объем восприятия»
Цель: определение объема восприятия.
Материалы и оборудование: 20 карточек (15x10 см), на которых неравномерно нанесены от 3 до 10 кружочков или точек по всей поверхности.