Дополнительная. Ершов А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов /Организационная психология

Ершов А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов /Организационная психология. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

Здравомыслов А.Г. Проблема взаимоотношений конфликтов на макро- и микроуровнях // Социальный конфликт, 1994 - № 1. С.5-18.

Конфликтный менеджмент в политических и экономических структурах.Круглый стол // Социс. 1994 - № 3. С.109-115.

Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.:Речь, 2000. – С.179-197, 292-310.

Сперанский В.И. Конфликтология для каждого и на каждый день.М.:Рус.новь, 2002. - 352.

Раздел 2. Анализ и управление социальными конфликтами

Эта часть курса предполагает овладение методологией анализа различных конфликтов человеческого общества и технологией разрешения конфликтов.

Поэтому литература включает в себя большое количество статей, публицистической литературы, тезисов научно-практических конференций.

Студенты должны изучить конкретными методиками анализа различных социальных конфликтов и уметь пользоваться ими.

Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Процесс урегулирования конфликтов предполагает ряд последовательных этапов, каждый из которых включает в себя необходимый перечень мер по преодолению конфликтной ситуации. Определите последовательность и содержание необходимых этапов регулирования конфликтов:

а) легитимизация конфликта;

б) структурирование конфликтующих сторон;

в) институционализация конфликта;

г) редукция конфликта.

2. Какие международные организации работают с конфликтами?

3. По мнению Р.Дарендорфа, "во многих странах этнические различия стали использоваться как оружие, направленное против прав человека. Это оружие часто подкрепляется так называемым фундаментализмом, который подразумевает, что принадлежность к группе создает ауру исключительного, часто псевдорелигиозного значения. Принадлежность к обществу понимается не как вопрос гражданских прав, которые можно расширить, а как совокупность врожденных или наследуемых привилегий, требующих защиты от посягательств со стороны посторонних".

Приведите примеры, подтверждающие рассуждения Р.Дарендорфа. Каково соотношение гражданских прав и прав нации?

4. Проанализируйте и поясните таблицу «Вероятность забастовок в различных отраслях»

Высокая Горная промышленность Мореплавание и портовая деятельность
Средне-Высокая Лесная промышленность Текстильная промышленность
Средняя Полиграфическая промышленность Строительство Производство продовольствия
Средне-низкая Швейное производство Газовая, водная и электрическая службы Обслуживание
Низкая Железные дороги Сельскохозяйственное производство Торговля

5. Назовите наиболее вероятные причины экономических и трудовых конфликтов.

6. Итальянская забастовка – это:

А) забастовка, проходящая в Италии

Б) забастовка, предполагающая насильственные действия

В) предельно строгое исполнении сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей и правил при небрежном выполнении работы

В) кратковременная забастовкам с выходом на улицу

7. В программных установках российских партий можно отметить две крайние концепции реформы национально-государственного устройства России:

— построение федерации национальных государств с преимущественными правами титульных национальностей на территорию, ресурсы, политическое представительство, с минимальными полномочиями центра и максимальными прерогативами местных элит:

— возврат к дореволюционному губернскому устройству на чисто региональной основе, лишь в минимальной степени учитывающему этническую специфику территорий.

Охарактеризуйте возможные последствия реализации указанных стратегий реформирования национально-государственного устройства России.

8. Для предупреждения этнических конфликтов учеными разработана целая система специфических мер:

— соблюдение новыми независимыми государствами принципа единого и полного гражданства для всех жителей, принятие ими "нулевого" варианта гражданства, т.е. все живущие на территории нового государства на день его создания должны иметь право получить гражданство;

— реальное вовлечение меньшинств в принятие политических решений, предоставление их представителям мест в парламенте, правительстве и других государственных органах;

— организация системы выборов и политических партий таким образом, чтобы выгодны были этнические коалиции;

— проведение социально-экономической политики в интересах меньшинств, но при этом необходимо учитывать, что опыт США и Индии свидетельствует о конфликтном потенциале "положительной дискриминации";

— система образования должна раскрывать опасность этнических предрассудков, учить людей их преодолевать;

— работники средств массовой информации, ученые, деятели искусства должны осознавать свою ответственность за точность и взвешенность публикаций, высказываний на этническую тему;

— запрет на публичное выражение этнических предрассудков и судебные преследования за это могут дать обратный результат, здесь должно действовать общественное мнение.

Проанализировав опыт разрешения этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве, попытайтесь сформулировать дополнительные меры для предупреждения этих конфликтов.

9. Охарактеризуйте (на выбор) один из следующих конфликтов.

- грузино-абхазский конфликт

- осетино-ингушский конфликт

- конфликт в Приднестровье,

- Россия и страны Балтии

- Крым и российско-украинские отношения

9. Приведите примеры действий политической власти:

а) направленных на урегулирование конфликтов,

б) направленных на обострение конфликтов.

11.Выберите правильный вариант ответа:

К наиболее оптимальному выходу из конфликтной ситуации относится..

а) принуждение к заключению соглашений;

б) поиск компромиссных решений;

в) уход от разрешения конфликтов;

г) подавление противника.

12. Субъектами этнополитических конфликтов являются...

а) международные организации;

б) этнические общности и этносоциальные организации;

в) государства;

г) социальные группы.

13. Кризис, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения, называется:

а) кризисом распределения;

б) кризисом идентичности;

в) конституционным кризисом;

г) кризисом политического участия.

14. Что такое национальный суверенитет?

а) ликвидация национального гнета;

б) независимость от других государств;

в) независимость государства во внешних сношениях;

г) совокупность прав нации (народа) на свободу выбора социального, экономического и политического строя.

15. Какой стадии социально-экономического развития общества присущи этнополитические конфликты?

а) постиндустриальной;

б) доиндустриальной;

в) индустриальной;

г) любой стадии.

Литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: