Сравнение стратегий влияния

Стратегия влияния Когда использо­вать Возмож­ные пре­имущества Возможные недостатки Возможные обвинения
Возмездие Неравенство власти в пользу воздействующего Преданность и качество не важны Жесткие времен­ные рамки Серьезные нарушения Проблема не важна для зада­ния Если вопрос важен, возмездие маловероятно Конкретная, недвусмыслен­ная просьба Возможно сопро­тивление требо­ванию Быстрое, непосредственное действие Подавляет приверженность, творчество Небезопасно для начальника Порождает чув­ство обиды Надо усиливать серьезность угроз для под­держания давле­ния Нарушение прав
Взаимодействие Стороны взаимо­зависимы Каждая из сто­рон имеет нечто, важное для другой Достаточно времени для переговоров Существуют установленные нормы обмена Стороны доверя­ют друг другу Преданность общим целям и ценностям не критична Потребности специфичны и краткосрочны Редкие случаи обиды Нет необходимо­сти в доказа­тельстве пра­вомочности требования Возникает инст­рументальный взгляд на работу (конкретные вознаграждения за конкретные действия) Порождает у людей ощущение, что условия назначения открыты для переговоров Несправедли­вость, разбитые ожидания, мани­пуляция
Обоснование Достаточно времени для пространного обсуждения Общие цели/ ценности Стороны доверя­ют друг другу и уверены во взаимной надеж­ности Стороны удовлетворены существующими взаимоотношениями Потребность надзора увеличивается Необходимо определенное время для создание атмосферы доверия (время увеличивается, если увеличивается число участ­ников) Требуется наличие общих целей и ценностей Разница мнений, противоречия в представлениях о приоритетах

Источник: Заимствовано из книги Whetten D.A., Cameron К.S., Developing Management Skills. 3 rd ed. N.Y.: HarperCollins, 1995, pp. 319—320.

1.4. Ситуационное лидерство

Существует несколько подходов к ситуационному лидер­ству, которые различаются по выбору критериев, опреде­ляющих управленческую ситуацию. Например, Ф. Фидлер предложил подход, в рамках которого важнейшими ситуа­ционными факторами являются отношения между лиде­ром и последователями, структурированность работы (т.е. ясность в отношении того, что и как делать) и властная позиция лидера в организации. В модели «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла акцент делается на характеристиках пос­ледователей и таких организационных факторах, как орга­низационная культура, содержание и структура работы, си­стема формальных властных отношений. И все же наиболь­шую популярность в последние годы приобрела теория си­туационного лидерства, авторами которой являются аме­риканцы П. Херси и К. Бланшар. Согласно теории Херси-Бланшара, выбор стиля лидерства в существенной степени определяется готовностью последователей выполнять зада­ния. При этом авторы теории четко определяют понятие готовности: работник готов к выполнению задания, если он: 1) способен его выполнить; 2) хочет его выполнить; 3) уверен в своих силах. В свою очередь, способность вы­полнить задание предполагает наличие у работника необ­ходимых знаний, навыков и опыта. Желание справиться с заданием включает мотивацию и убежденность в необхо­димости выполнить задания. Таким образом, готовность пос­ледователей можно охарактеризовать четырьмя возможны­ми комбинациями факторов, как показано на рис. 1.5 (Лит. 8).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: