Тема 10. Культура в современном мире

Глобализация европейской культурной традиции. Рационализм. Абсолютизация личности. Методы естествознания как оптимальная модель познания и основа европейского менталитета, бесконечность пространства, времени и познания.

Экспансия европейской модели развития, ценностей, стиля и образа жизни. Европоцентризм и вестернизация. Трансформация знания в унифицированную информацию. Прагматическая тенденция – жесткий контроль и соизмерение с результативностью во всех сферах жизнедеятельности. Признание абсолютной значимости техники и технического прогресса.

Экология культуры. Основные аспекты взаимоотношения культуры и природы: эволюционно-исторический, хозяйственно-практический, познавательно-мировоззренческий, экологический, этический. Принцип благоговения перед жизнью А. Швейцера. Понятие «ноосфера» В. И. Вернадского. Идея коэволюции общества и природы. Проблемы развития современной генетики. Клонирование. Генетически модифицированные продукты питания.

Культурная модернизация. Фундаментализм. Тенденции культурной универсализации мира. Глобализм. Современные межцивилизационные противоречия. Концепция С. Хантингтона. Партикуляризм как практика культурной обособленности. Этноцентризм и его разновидности. Европоцентризм. Американоцентризм. Афроцентризм. Панславизм. Пантюркизм. Культурный конфликт. Причины. Этапы. Способы разрешения культурного конфликта.

Эпоха постмодернизма 1970-2000-е гг. Постмодернизм как отредактированный модерн Ж.-Ф. Лиотара. Метанарративы (великие повествования) – главные идеи человечества: 1) идея прогресса; 2) эмансипация личности; 3) представление Просвещения о знании; 4) развитие разума. Обеспечение нарративами, как и мифами легитимности общественных институтов. Последовательная философия множественности. Отрицание историзма, стандартов М. Фуко. Эпистема как фундаментальный «код» культуры, структура, определяющая конкретные формы мышления, знания и наук. Отношение господства между словами, вещами и индивидами как основа своеобразия эпох. Дискурс – социально обусловленная организация системы речи и действия. «Ризома» Ж. Делёза и Ф. Гваттари. «Древесная культура» и «культура корневища». Потенциальная бесконечность и абсолютная нелинейность, непрерывная творческая подвижность ризомы как организационной модели современной культуры. Анализ кризиса культуры ХХ века Ж. Бодрийяром – симуляция, перенасыщенность, рассеивание ценностей, отсутствие единого принципа. Симулякры как образы, вытесняющие реальность, транслирующие смыслы. Три уровня симулякров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: