РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина | Конфликтология |
Специальность | Психология |
Кафедра | Психологии |
Форма обучения | очная заочная |
Курс | 4 5 |
Семестр | 8 9,10 |
Объем учебных занятий (часов):
Лекции 20 8
Семинарские (практические) занятия 20 -
Самостоятельная работа студентов 32 64
Всего: 72 72
из них аудиторных: 40 8
Контрольная работа - -
Итоговый контроль
Экзамен 8 семестр 10 семестр
Минск, 2010
Рабочая программа составлена на основе учебно-методических материалов, подготовленных в РГСУ по данной дисциплине.
Составитель:
старший преподаватель кафедры психологии И.Г. Ахунова
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры
психологии
«____» _______________ 2010 г. (Протокол № ___)
Заведующая кафедрой психологии
кандидат психологических наук, доцент Н.Я. Кушнир
Одобрена учебно-методическим совета Филиала РГСУ в г. Минске
«___» ________________2010 г. (Протокол № ___)
Председатель
Учебно-методического совета
кандидат педагогических наук, доцент И.В. Тимошенко
|
|
ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Место курса в профессиональной подготовке
специалиста-психолога
Учебный курс «Конфликтология» включен в программу подготовки студентов 4 курса очного и 3,5 курсов заочного отделения по специальности «Психология».
Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по курсу «Конфликтология»
Индекс | Дидактические единицы | Всего часов |
ОПД. Р 4 | Объект и предмет конфликтологии; конфликт в культурно-исторической психологии; эволюция конфликтов и уровни эволюции психики; универсально-понятийная схема описания конфликта; система показателей и индикаторов оценки конфликта; психологические методы изучения в конфликтологии; типы конфликтных личностей; структура конфликта; личностные причины конфликтов; функции конфликтов; основные периоды и динамика конфликтов; внутриличностные конфликты; последствия и механизмы их разрешения; семейные конфликты, психотравмирующие последствия супружеских конфликтов; межгрупповые конфликты; управление конфликтом; технологии предупреждения конфликта; завершение конфликтов: критерии, формы, основные тактики воздействия на оппонента в конфликте; психологические механизмы ведения переговоров, психологические условия успеха переговоров. |
Цель курса: повышение уровня профессиональной компетентности студентов, приобретение ими позитивного поведения в условиях междисциплинарного проявления конфликта.
Задачи курса. В результате освоения курса студенты получают возможность овладения следующими профессиональными ресурсами:
|
|
- Общее представление об истории становления и развития, теоретических и методологических проблемах конфликтологии;
- Знание базовых парадигм и концепций конфликтологии, типологических особенностей разных видов конфликтов (понятийный аппарат, методы, теории конфликта);
- Навыки основных методов оценки, классификации, диагностики, способов профилактики и разрешения конфликтов;
- Владение практическими методами работы специалиста-психолога с конфликтными ситуациями.
В процессе изучения дисциплины студенты получают представление о конфликтологии как науке, о ее предмете, объекте, задачах. Знакомятся с методами, применяемыми в конфликтологии. Анализируют основные теории, объясняющие конфликт, причины их возникновения, стратегии разрешения, конфликтные взаимоотношения в семье, организации, учреждении. Знакомятся c классификацией конфликтов, структурой конфликта, причинами, функциями, динамикой конфликта. Большое внимание уделяется изучению конфликтов в различных сферах человеческого взаимодействия. Студентам предлагается разобраться в психологии внутриличностных, с емейных, внутригрупповых, а также между социальными группами конфликтов.