Модуль 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ»

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Направление(я) подготовки (специальность) 035700.62 «Лингвистика»

Профиль подготовки «Перевод и переводоведение»

Форма обучения очная

Факультет английского языка

Кафедра социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин

Статус дисциплины – базовая

Курс – 1

Семестр – 1, 2

Учебный план набора 2011 года и последующих лет

Распределение рабочего времени:

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ РАБОТ

В СООТВЕТСТВИИ С РАБОЧИМ УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ

семестр Общий объем Учебные занятия (час.) СРС (часы) Форма промежуточной аттестации (зач., зач. с оценкой, экз.)
аудиторные
всего лекции пр.з.
            ---
          22+36 экз.
Итого            

Общая трудоемкость в соответствии с учебным планом в зачетных единицах – 3 ЗЕТ.

Новороссийск

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели освоения дисциплины «Основы языкознания» 3
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата 3
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 3
4. Структура и содержание дисциплины 4
4.1. Структура и трудоемкость дисциплины 4
4.2. Содержание дисциплины 10
4.3. Планы практических занятий 16
5. Образовательные технологии 31
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. 33
6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы 33
6.1.1. Примерные темы рефератов 33
6.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 34
6.2.1.Перечень и краткая характеристика используемых оценочных средств 34
6.2.2. Проверочные средства для текущего контроля 34
6.2.2.1. Образец контрольной работы  
6.2.2.2. Образец теста 35
6.3.Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 37
6.3.1. Список вопросов к экзамену 37
6.3.2.Типы практических заданий к экзамену 38
6.3.3. Требования к оценке знаний студентов 42
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 42
7.1. Основная литература 42
7.2. Дополнительная литература 43
7.3. Сборники задач и упражнений 43
7.4. Справочная литература 43
7.5. Периодические издания 43
7.6. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы 44
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 44

1. Цели освоения дисциплины.

Курс «Основы языкознания» представляет собой начальное знакомство с понятийным аппаратом лингвистики, вмещающим в себя базовые теоретические проблемы, как то: место языкознания в системе наук, особенности языка как знаковой системы, соотношение языка и мышления, формы существования языка, сущность языка и др.

Основное внимание студентов обращается на аспекты структуры языка: фонетику, фонологию, лексикологию, грамматику.

Каждый из этих разделов включает обширную систему терминов, представляющих существенную значимость для дальнейшего лингвистического образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Основы языкознания» относится к базовой общеобразовательной части профессионального цикла (Б.З).

Данная дисциплина связана с большинством предметов преподаваемых студентам в течение всего срока обучения, как, например, «Русский язык и культура речи», «Основы теории иностранного языка», «Теория перевода» и др. Теоретический и терминологический аппарат языкознания охватывает все лингвистические специализации.

Для освоения дисциплины «Основы языкознания» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения родного и иностранного языка в общеобразовательной школе, а также формируемые в практическом курсе иностранного языка в вузе.

Полученные теоретические и практические знания по данной дисциплине студент может в дальнейшем интегрировать при написании как курсовой, так и выпускной квалификационной работы по любому аспекту лингвистики.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знания основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ПК-1);

владеет основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания – композиционными компонентами текста (введение, основная, часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями (ПК-4);

умеет свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства, с целью выделения релевантной информации (ПК-5);

владеет основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6);

обладает готовность преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения (ПК-7);

умеет использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (ПК-8).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Знать: предмет и задачи языкознания как науки, основные принципы и методы лингвистического исследования основные базовые понятия (язык, его сущность, функции, формы существования языка, язык и мышление, язык и речи, система и структура языка, структурный отношения в языке, языковые уровни и языковые единицы, разделы языкознания, исторические закономерности развития языка, происхождение языка и письменности; научные направления в языкознании, классификация языков; основные принципы и методы лингвистического исследования);

· Уметь: применять и использовать полученные знания при изучении других лингвистических дисциплин, выделять лингвистическое содержание прикладных задачах профессиональной деятельности;

· Владеть: навыками отдельных языковых единиц в соответствии с изученными в курсе классификациями, навыками изложения изученного материала в устной и письменной форме.

4. Структура и содержание дисциплины «Основы языкознания»

4.1. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр Трудоем-кость час. Лекций, час. Практ. занятий, час. Лаборат. работ, час. СРС, час. Форма промежут. контроля (экз./зачет)
I       - -  
II       -   36 экз.
Итого       -   36 экз.
               

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (включая экзамен) Всего часов -108 (из них 50 аудиторных, 22 самостоятельной работы, 36 экзамен; 12 лекций, 38 практических занятий).

№ модуля Раздел дисциплины и дидактические единицы семестр Всего часов   В том числе аудиторных самостоятельная Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
экзаменационных лекции практические
Модуль 1 Языкознание как наука. Язык как система знаков. Система и структура языка 1.Языкознание как наука. Основные проблемы и разделы языкознания.             Конспект лекций, выполнение микротеста
2.Язык как система знаков. Особенности языкового знака. Система и структура языка.             Конспект лекций, выполнение микротеста, подготовка презентации с использованием литературы для самостоятельной работы и интернет - источников
3.Фонетико-фонологический уровень языка. Акустический и артикуляционный аспекты изучения звуков. Принципы и классификации звуков речи.             Конспект лекций, выполнение микротеста
4.Звуковые процессы, звуковые законы. Супрасегментный уровень.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания
5.Функциональный аспект в изучении звуков речи. Определение фонемы и аллофона. Дифференциальные и интегральные признаки фонемы.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания
6.Фонологические оппозиции. Виды дистрибуции.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания
7.Лексико-семантический уровень. Слово как единица языка. Слово и понятие. Лексическое значение слова.             Конспект лекции, выполнение самостоятельного задания, тестов
8.Отношения слов в языковой системе. Пути изменения словарного состава языка. Вторичная номинация.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания
9.Виды социальной дифференциации лексики. Лексикография.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания
10.Фразеологические единицы языка. Виды фразеологизмов по степени идиоматичности.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания
11.Понятие грамматической категории. Типы и способы выражения грамматического значения.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания
12.Морфемно - морфологический уровень языка. Морфемная и словообразовательная структура слова. Типы морфем. Способы словообразования.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания
13.Части речи. Принципы классификации.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания
1 семестр                
  14.Синтаксический уровень языка. Синтаксические связи и синтаксические функции. Способы выражения синтаксических связей и синтаксических функций             Конспект лекции, выполнение микротеста, выполнение самостоятельных заданий, подготовка рефератов по теме
15.Словосочетания: типы синтаксических связей. Классификация словосочетаний             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы
16.Предложение и его категории. Структурно-семантические особенности предложения. Функциональная перспектива предложения.             Работа на практическом занятии, выполнение контрольной работы, самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы
Итого Модуль 1 1/2            
Модуль 2 Основные принципы и направления развития современного языкознания 17.Язык как общественное явление. Природа и сущность языка. Язык и мышление.             Конспект лекции, выполнение микротеста, выполнение самостоятельных заданий, подготовка рефератов по теме
18.Язык и речь. Основные функции языка. Языковые универсалии.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы
19.Формы существования языка. Социальная и территориальная дифференциация языка             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы
20.Происхождение и развитие языка. Развитие языка и развитие общества. Типы взаимодействия языков.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы
21.Классификация языков. Генеалогическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Метод глоттохронологии.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы
22.Возможности типологической классификации языков. Морфологическая классификация.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы
23.Фонетическая и синтаксическая классификации языков. Языковая картина мира.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы
24.Письмо. Графика, орфография. Транскрипция и транслитерация.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы
25.Современные тенденции в языкознании             Работа на практическом занятии, выполнение контрольного задания
2 семестр                
Итого Модуль 2              
Итого                

4.2. Содержание дисциплины

МОДУЛЬ 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: