РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ»
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Направление(я) подготовки (специальность) 035700.62 «Лингвистика»
Профиль подготовки «Перевод и переводоведение»
Форма обучения очная
Факультет английского языка
Кафедра социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин
Статус дисциплины – базовая
Курс – 1
Семестр – 1, 2
Учебный план набора 2011 года и последующих лет
Распределение рабочего времени:
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ РАБОТ
В СООТВЕТСТВИИ С РАБОЧИМ УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ
семестр | Общий объем | Учебные занятия (час.) | СРС (часы) | Форма промежуточной аттестации (зач., зач. с оценкой, экз.) | ||
аудиторные | ||||||
всего | лекции | пр.з. | ||||
--- | ||||||
22+36 | экз. | |||||
Итого |
Общая трудоемкость в соответствии с учебным планом в зачетных единицах – 3 ЗЕТ.
Новороссийск
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели освоения дисциплины «Основы языкознания» | 3 |
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата | 3 |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины | 3 |
4. Структура и содержание дисциплины | 4 |
4.1. Структура и трудоемкость дисциплины | 4 |
4.2. Содержание дисциплины | 10 |
4.3. Планы практических занятий | 16 |
5. Образовательные технологии | 31 |
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. | 33 |
6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы | 33 |
6.1.1. Примерные темы рефератов | 33 |
6.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины | 34 |
6.2.1.Перечень и краткая характеристика используемых оценочных средств | 34 |
6.2.2. Проверочные средства для текущего контроля | 34 |
6.2.2.1. Образец контрольной работы | |
6.2.2.2. Образец теста | 35 |
6.3.Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины | 37 |
6.3.1. Список вопросов к экзамену | 37 |
6.3.2.Типы практических заданий к экзамену | 38 |
6.3.3. Требования к оценке знаний студентов | 42 |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | 42 |
7.1. Основная литература | 42 |
7.2. Дополнительная литература | 43 |
7.3. Сборники задач и упражнений | 43 |
7.4. Справочная литература | 43 |
7.5. Периодические издания | 43 |
7.6. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы | 44 |
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины | 44 |
1. Цели освоения дисциплины.
|
|
Курс «Основы языкознания» представляет собой начальное знакомство с понятийным аппаратом лингвистики, вмещающим в себя базовые теоретические проблемы, как то: место языкознания в системе наук, особенности языка как знаковой системы, соотношение языка и мышления, формы существования языка, сущность языка и др.
|
|
Основное внимание студентов обращается на аспекты структуры языка: фонетику, фонологию, лексикологию, грамматику.
Каждый из этих разделов включает обширную систему терминов, представляющих существенную значимость для дальнейшего лингвистического образования.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Основы языкознания» относится к базовой общеобразовательной части профессионального цикла (Б.З).
Данная дисциплина связана с большинством предметов преподаваемых студентам в течение всего срока обучения, как, например, «Русский язык и культура речи», «Основы теории иностранного языка», «Теория перевода» и др. Теоретический и терминологический аппарат языкознания охватывает все лингвистические специализации.
Для освоения дисциплины «Основы языкознания» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения родного и иностранного языка в общеобразовательной школе, а также формируемые в практическом курсе иностранного языка в вузе.
Полученные теоретические и практические знания по данной дисциплине студент может в дальнейшем интегрировать при написании как курсовой, так и выпускной квалификационной работы по любому аспекту лингвистики.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знания основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ПК-1);
владеет основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания – композиционными компонентами текста (введение, основная, часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями (ПК-4);
умеет свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства, с целью выделения релевантной информации (ПК-5);
владеет основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6);
обладает готовность преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения (ПК-7);
умеет использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (ПК-8).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· Знать: предмет и задачи языкознания как науки, основные принципы и методы лингвистического исследования основные базовые понятия (язык, его сущность, функции, формы существования языка, язык и мышление, язык и речи, система и структура языка, структурный отношения в языке, языковые уровни и языковые единицы, разделы языкознания, исторические закономерности развития языка, происхождение языка и письменности; научные направления в языкознании, классификация языков; основные принципы и методы лингвистического исследования);
· Уметь: применять и использовать полученные знания при изучении других лингвистических дисциплин, выделять лингвистическое содержание прикладных задачах профессиональной деятельности;
· Владеть: навыками отдельных языковых единиц в соответствии с изученными в курсе классификациями, навыками изложения изученного материала в устной и письменной форме.
4. Структура и содержание дисциплины «Основы языкознания»
4.1. Структура и трудоемкость дисциплины
|
|
Семестр | Трудоем-кость час. | Лекций, час. | Практ. занятий, час. | Лаборат. работ, час. | СРС, час. | Форма промежут. контроля (экз./зачет) | |
I | - | - | |||||
II | - | 36 экз. | |||||
Итого | - | 36 экз. | |||||
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (включая экзамен) Всего часов -108 (из них 50 аудиторных, 22 самостоятельной работы, 36 экзамен; 12 лекций, 38 практических занятий).
№ модуля | Раздел дисциплины и дидактические единицы | семестр | Всего часов | В том числе аудиторных | самостоятельная | Формы текущего контроля и промежуточной аттестации | ||
экзаменационных | лекции | практические | ||||||
Модуль 1 Языкознание как наука. Язык как система знаков. Система и структура языка | 1.Языкознание как наука. Основные проблемы и разделы языкознания. | Конспект лекций, выполнение микротеста | ||||||
2.Язык как система знаков. Особенности языкового знака. Система и структура языка. | Конспект лекций, выполнение микротеста, подготовка презентации с использованием литературы для самостоятельной работы и интернет - источников | |||||||
3.Фонетико-фонологический уровень языка. Акустический и артикуляционный аспекты изучения звуков. Принципы и классификации звуков речи. | Конспект лекций, выполнение микротеста | |||||||
4.Звуковые процессы, звуковые законы. Супрасегментный уровень. | Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания | |||||||
5.Функциональный аспект в изучении звуков речи. Определение фонемы и аллофона. Дифференциальные и интегральные признаки фонемы. | Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания | |||||||
6.Фонологические оппозиции. Виды дистрибуции. | Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания | |||||||
7.Лексико-семантический уровень. Слово как единица языка. Слово и понятие. Лексическое значение слова. | Конспект лекции, выполнение самостоятельного задания, тестов | |||||||
8.Отношения слов в языковой системе. Пути изменения словарного состава языка. Вторичная номинация. | Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания | |||||||
9.Виды социальной дифференциации лексики. Лексикография. | Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания | |||||||
10.Фразеологические единицы языка. Виды фразеологизмов по степени идиоматичности. | Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания | |||||||
11.Понятие грамматической категории. Типы и способы выражения грамматического значения. | Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания | |||||||
12.Морфемно - морфологический уровень языка. Морфемная и словообразовательная структура слова. Типы морфем. Способы словообразования. | Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания | |||||||
13.Части речи. Принципы классификации. | Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания | |||||||
1 семестр | ||||||||
14.Синтаксический уровень языка. Синтаксические связи и синтаксические функции. Способы выражения синтаксических связей и синтаксических функций | Конспект лекции, выполнение микротеста, выполнение самостоятельных заданий, подготовка рефератов по теме | |||||||
15.Словосочетания: типы синтаксических связей. Классификация словосочетаний | Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы | |||||||
16.Предложение и его категории. Структурно-семантические особенности предложения. Функциональная перспектива предложения. | Работа на практическом занятии, выполнение контрольной работы, самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы | |||||||
Итого Модуль 1 | 1/2 | |||||||
Модуль 2 Основные принципы и направления развития современного языкознания | 17.Язык как общественное явление. Природа и сущность языка. Язык и мышление. | Конспект лекции, выполнение микротеста, выполнение самостоятельных заданий, подготовка рефератов по теме | ||||||
18.Язык и речь. Основные функции языка. Языковые универсалии. | Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы | |||||||
19.Формы существования языка. Социальная и территориальная дифференциация языка | Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы | |||||||
20.Происхождение и развитие языка. Развитие языка и развитие общества. Типы взаимодействия языков. | Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы | |||||||
21.Классификация языков. Генеалогическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Метод глоттохронологии. | Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы | |||||||
22.Возможности типологической классификации языков. Морфологическая классификация. | Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы | |||||||
23.Фонетическая и синтаксическая классификации языков. Языковая картина мира. | Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы | |||||||
24.Письмо. Графика, орфография. Транскрипция и транслитерация. | Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы | |||||||
25.Современные тенденции в языкознании | Работа на практическом занятии, выполнение контрольного задания | |||||||
2 семестр | ||||||||
Итого Модуль 2 | ||||||||
Итого |
4.2. Содержание дисциплины
|
|
МОДУЛЬ 1.