Языковая картина мира.
Фонетическая классификация: возможность классификации языков по характеру основной фонологической единицы, по соотношению гласных и согласных фонем, по просодическим признакам.
Синтаксическая классификация: возможность классификации языков с точки зрения оформления основных синтаксических связей: номинативный, эргативный, классный и активный строй языков.
Тема 24. Письмо. Графика, орфография. Транскрипция и транслитерация.
История и теория письма, значение письма и письменности в истории общества, Соотношение письменного и звукового языка. Происхождение и основные этапы развития письма. Пиктография, идеография, алфавитное письмо. Пиктограммы.
Алфавиты. Графика, орфография и ее основные принципы. Происхождение греческого алфавита. Латиница. Кириллица. Письменность народов изучаемых языков.
Транскрипция и ее виды.
Тема 25. Современные тенденции в языкознании
Формирование принципов системно-структурного языкознания. Господство структурализма в языкознании. Холистический (целостный) подход и основные направления в языкознании 20 - 21века. (Генеративная лингвистика, когнитивная лингвистика, психолингвистика, прагмалингвистика, лингвистика текста и др.
|
|
4.3.Планы практических занятий
Модуль 1.
Языкознание как наука. Язык как система знаков. Система и структура языка
Практическое занятие 1:
Звуковые процессы, звуковые законы. Супрасегментный уровень.
1. Определите следующие понятия «звук», «гласный», «сонант», «согласный».
2. Акустический (физический) аспект фонетики. Основные акустические характеристики звуков: тон, шум, тембр, высота (частота), длительность, сила.
3. Физиологический (артикуляционный) аспект фонетики. Устройство речевого аппарата. Активные и пассивные органы речи.
4. Классификации звуков речи.
а) гласные: ряд, подъем, лабиальность, долгота/краткость;
б) согласные: место образования; способ образования; участие голоса.