МОТ о заемном труде и других проблемах рынка труда и занятости населения

На международном уровне «заемный» труд регулируется Конвенцией МОТ N 181 от 1997 года. Конвенция предоставляет частным агентствам занятости (ЧАЗ) право найма работников с целью предоставления их в распоряжение третьей стороне («предприятию-пользователю»). Настоящая Конвенция ратифицирована 14 государствами. В странах Евросоюза ЧАЗы трудоустраивают до 7 млн. человек в год. Россия не ратифицировала конвенцию. Попыткой решить вопрос на государственном уровне явилась разработка законопроекта о защите прав наемных работников, нанимаемых агентствами занятости для предоставления их услуг третьим лицам.
При «заемном» труде предприятие–пользователь принимает на работу работника не напрямую (посредством заключения с работником трудового договора), а через ЧАЗ, с которым работник состоит в трудовых отношениях. Между ЧАЗом и предприятием– работодателем заключается гражданско-правовой договор о предоставлении персонала в аренду, заем (staff leasing). Между ЧАЗом и работником заключается трудовой договор.

Особенности правового регулирования такого труда вызваны, прежде всего, тем, что в трудовых правоотношениях участвуют, не как это обычно принято две стороны – Работник и Работодатель, а три стороны – Работник, ЧАЗ (формальный работодатель по трудовому договору) и Предприятие–пользователь (фактический работодатель, обеспечивающий работника работой, но в трудовых отношениях с ним не состоящий).

Важные положения закреплены в ст. 12 Конвенции, она определяет круг обязательств работодателя, которые должны быть распределены и разделены между частными агентствами занятости и предприятиями-пользователями, использующими труд заемных работников. Государство-член должно определить и возложить на двух работодателей соответствующую ответственность в отношении:

a) ведения коллективных переговоров;

b) минимальной заработной платы;

c) продолжительности рабочего времени и других условий труда;

d) пособий по предусмотренному законодательством социальному обеспечению;

e) доступа к профессиональной подготовке;

f) защиты в области безопасных и здоровых условий труда;

g) возмещения в случае несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

h) возмещения в случае банкротства и защиты требований работников;

i) охраны материнства и пособий по беременности и родам, а также защиты родителей ребенка и пособий им.

Таким образом, анализируя содержание Конвенции № 181, приходим к выводу, что основной целью ее принятия было принципиальное допущение оказания агентствами занятости такой услуги как предоставление заемных работников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: