По способу обоснования тезиса различают два вида доказательства: прямое и непрямое /косвенное/.
Прямым называется доказательство, в котором истинность тезиса устанавливается путем его непосредственного выведения из аргументов. Им пользуются в полемике и при ведении переговоров, в судебных заседаниях и при изложении материала в аудитории и т. п. Общая схема прямого доказательства: из данных аргументов необходимо следуют истинные суждения, а из последних выводим доказываемый тезис. Пример, нам надо доказать, что народные массы являются решающей силой общественного развития. Проделываем следующие операции:
1/. Записываем тезис о том, что народные массы являются решающей силой общественного развития /Т/;
2/. Подбираем аргументы. Народ — главный творец экономической жизни общества, создатель материальных
благ, являющихся основой социальных и духовных процессов /а1/. Народ — самая основная сила революционного преобразования общественных отношений, его участием отмечены самые выдающиеся перемены в жизни европейских и других государств /а2/. Народ вносит немалый вклад в развитие духовной культуры общества, сберегая язык, подсказывая художникам темы для своих произведений и, наконец, давая истинную оценку творениям человеческого духа /а3/.
3/. Связываем аргументы с тезисом в демонстрации. Записываем итоговую схему:
ai> а2> аз """"
Косвенное /непрямое/ доказательство — такое доказательство, в котором истинность тезиса обосновывается посредством опровержения истинности противоречащего положения, т. е. путем доказательства ложности антитезиса. Из этого на основании закона исключенного третьего выводят истинность заданного тезиса.
Существует два вида косвенного доказательства: апагогическое /или доказательство «от противного»/ и разделительное /методом исключения/.
Апагогическое доказательство /от греч. уводящий, отводящий/ —непрямое, косвенное, как бы направленное в сторону доказательство. Здесь вместо аргументов, подтверждающих истинность суждения, временно допускается истинность противоречащего суждения, из которого выводятся следствия, которые оборачиваются противоречиями. Из последнего делаем вывод, что противоречащее суждение / антитезис/ ложно, и, следовательно, истинно доказываемое.
Этим способом, т. е. доказательством «от противного» обосновываются многие положения математики, например: «Два перпендикуляра к одной и той же прямой не могут пересечься: сколь бы их ни продолжали». Однако мы дадим иллюстрацию на прежнем примере, т. е. попытаемся доказать, что народные массы являются решающей силой общественного развития косвенным апагогическим путем.
1/. Записываем тезис.../Т/;
2/. Выдвигаем антитезис: Неверно, что народные массы являются решающей силой общественного прогресса /Д/.
3/. Выводим из допущения следствия: Народные массы не создают материальных благ /CJ, не участвуют в социальных потрясениях /С2/, не влияют на духовное развитие
общества /С3/.
4/. Сопоставляем выведенные следствия с положениями, истинность которых установлена, и приходим к выводу, что следствия ложны.
5/. Из ложности следствий выводим ложность антитезиса.
6/. Из ложности антитезиза делаем вывод об истинности тезиса.
Разделительное косвенное доказательство применяется в тех случаях, когда известно, что доказываемый тезис входит в число альтернатив, исчерпывающих все возможности данного класса предметов или явлений. Например:
Преступление могли совершить только либо А, либо В, либо С.
Доказано, что не совершали преступления ни А, ни В.
Вывод: преступление совершил С.
Истинность вывода /тезиса/ доказывается путем последовательного доказательства ложности всех членов суждения /А, В/, кроме одного /С/.
Схема разделительного косвенного доказательства:
1/. Выявляются члены дизъюнкции /А, В, С/.
2/. С помощью аргументов обосновывается ложность всех членов дизъюнкции /А и В/, кроме одного /С/.
3/. На основании ложности членов дизъюнкции А и В делается заключение об истинности С.
Рассуждение протекает в форме отрицающе-утверждаю-щего модуса разделительно-категорического силлогизма, с которым мы знакомились выше.
УПРАЖНЕНИЯ:






