Тест № 3 основных теоретических положений конфликтологии

Данный тест предназначен для контроля качества усвоения

основных теоретических положений конфликтологии

больших групп (религиозные, межгосударственные

конфликты и т.д.)

Задание № 1.

1. В мировой практике понятие «нация» означает союз граждан одного государства.

2. В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (кем-либо).

3. В сфере государственного управления конфликты представляют собой естественную форму взаимодействия институтов, организаций и индивидов.

4. В.И. Ленин выделил 5 признаков нации – общность территории, языка, культуры и обычаев, национальное сознание, экономические связи.

5. Э.Ренан считал, что суть нации есть ее "дух", который складывается из "общей славной истории" и "желания жить вместе".

6. Статусные конфликты имеют своей целью изменение политического ресурса и объема экономических полномочий той или иной этнотерриториальной автономии и правящей в ней элиты.

7. Нормативное регулирование конфликтов не позволяет сделать систему более стабильной, определяет долговременный порядок развития и разрешения конфликтов и тем самым является наиболее эффективным для развитых общественных систем.

Задание № 2.

1. Сторонники "позиционного" подхода видят решение проблемы в постановке перед конфликтующими сторонами таких специфических задач, которые бы сближали их позиции, позволяя при этом достигать собственных целей.

2. При уполномочивающих нормах чаще возникают конфликты между органом и частным лицом.

3. Противоречия бывают объективными и субъективными.

4. Разделение властей – одно из важнейших и принципиальных условий и основной механизм функционирования государственной власти в обществе.

5. Различают два основных вида управления – государственное и общественное.

6. Экономическое управление воздействует на интересы объекта управления косвенно, т.е. через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную политику.

Задание № 3.

1. Расходящиеся интересы – это следствие реализации совместных интересов в случае, когда последующие цели не совпадают, но и не вступают в конфликт.

2. Ближайшая цель государства и общества – общественный прогресс в смысле необратимого искоренения господства нечеловеческих типов психики и переход к цивилизации на основе человеческого строя психики.

3. Конфронтация членов организации – неотъемлемый элемент напряженности на высоком уровне ее развития и форма проявления внутреннего конфликта.

4. Динамика юридически оформившегося конфликта, когда в нем участвуют государственные правоприменительные (правоохранительные) органы, всегда направлена на завершение конфликта в рамках закона и в соответствии с ним.

5. Дисфункциональное состояние характерно для кризисных ситуаций.

6. Предметом юридического конфликта являются правовые акты и нормы, связанные с правовым статусом социальных субъектов – индивидов, социальных общностей, социальных институтов, социальных организаций.

7. Субъективным законом функционирования организации является внутренняя ее интеграция, сплочение членов в единое целое.

Задание № 4.

1. Для предупреждения, регулирования и разрешения этнонациональных конфликтов Конституция Российской Федерации закрепляет основные правовые нормы и положения.

2. И.Г.Фихте делил нации на "нормальные" и "дикие", неспособные к "духовному творчеству".

3. Стратегическое манипулирование определяет цели и задачи по вопросам развития страны или по отдельным сферам, объектам, территориям, задает направление деятельности каждому звену управления.

4. Важнейшая составная часть международных отношений – межгосударственные отношения.

5. Важное значение для регулирования конфликтов имеют нормы права.

6. Предприятие – это функционально-целевая общность, создаваемая индивидами или более широкими общностями для удовлетворения социальных потребностей личностей и общностей.

Задание № 5.

1. Важную роль в социальном конфликте, имеющем юридический характер, играют такие его участники, как посредники и судьи.

2. Внутриорганизационные конфликты в государственных учреждениях по своей природе мало чем отличаются от аналогичных конфликтов в организациях частного сектора.

3. Структурная легитимность вытекает из убеждения в ценности системы и норм режима.

4. Государства обязаны урегулировать свои международные споры на основе права и справедливости.

5. Авторитарное управление предполагает наличие централизованной власти, единоначалие при ограничении прерогатив объектов управления.

6. Предупреждение конфликта заключается в воздействии на его элементы – участников, мотивы их поведения, объекты, используемые силы и средства – до того, как противостояние возникло.

7. Объектом (предметом) этнонационального конфликта являются, как правило, религиозные нормы.

Задание № 6.

1. Административное управление позволяет воздействовать на интересы управляемых с помощью разрешения, запрета, принуждения и может осуществляться независимо от мнения управляемых.

2. В динамике юридически оформившегося конфликта большую роль играет вмешательство третьей стороны.

3. Государственное управление – деятельность государства по практической реализации законов общественного развития, организации общественных отношений в целях обеспечения государственных интересов и проводимой государством политики.

4. Дезорганизация – такое состояние, при котором групповые нормы, шаблоны коллективных действий в той или иной мере приходят в несоответствие с новыми потребностями.

5. Субординационное управление базируется на мягком административном подчинении, воздействии на нижестоящие органы управления, принуждении к выполнению команд, поступающих из центра.

6. При манифестизирующей форме конфликта субъектом высту­пают уже значительные массы людей, поэтому данную форму конфликта называют еще конфликтом “массовых действий”.

Задание № 7.

1. Демократические технологии государственного управления – это, прежде всего, технологии осуществления и развития государственности на территории страны и в отношении ее граждан.

2. Объектами межгосударственных конфликтов являются коалиции государств, отдельные государства, а также партии, организации и движения, борющиеся за предотвращение, завершение и разрешение различных видов конфликтов, связанных с отправлением властных функций.

3. Выделяются три типа легитимности власти: идеологическая, структурная, персонализированная (личная).

4. Гегемонистская модель урегулирования конфликта соизмеряет поведение сторон с установками "центра силы" и ориентирована на использование насилия или угрозы насилия, а в стратегии решения склонна к игре с "нулевой суммой", в которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой.

5. Демократические технологии осуществления государственной политики нацелены на ключевые для реализации направления политики, ориентированные на разные группы.

6. Религиозные нормы – нравственный регулятор земного бытия людей.

Задание № 8.

1. Демократическое управление исходит из того, что для человека естественным состоянием является деятельность, работа и что он способен к управлению, самоконтролю и не избегает прямой ответственности.

2. Государственное управление по своей сути включает в себя деятельность государства двоякого рода – реализацию конституционных основ и законов государства и осуществление государственной политики его развития.

3. Объектами межнациональных отношений являются: нации, этнонациональные группы, а также национально-государственные институты.

4. Государственное управление реализуется тем успешнее, чем более оптимально организован сам государственный механизм.

5. Демократическое управление строится по схеме: Человек, Общество, Государство.

6. Религия есть символическая система для восприятия целостности мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные конечные значения.

7. Юридические конфликты характеризуются высокой мобилизацией.

Задание № 9.

1. Демократия – форма устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии решений по большинству.

2. К.Маркс делил этносы на стадиальные типы – племена, народности, нации, на основе соответствия определенным общественно-экономическим формациям.

3. Конфликт между представителями администрации и специалистами обусловлен стремлением каждой из сторон обеспечить себе решающее влияние при принятии принципиальных для организации решений.

4. Конфликт религии с «иноверием» присутствует всегда в межконфессиональных отношениях, так как любая религия рассматривает себя как религиозную истину, считая все другие религиозные течения и ответвления ложными.

5. Ролевая модель межгосударственного конфликта структурно соразмеряет физическое поведение с необходимостью как достижения своих целей, так и воздействия на цели другой стороны.

Сила гражданского общества – в обеспечении обратной связи между властью и обществом.

6. Субъектами межгосударственных конфликтов могут выступать нации (этносы) – приверженцы различных религий, религиозные организации и группы, личности, а также религиозные и государственные институты (государство и его органы власти, церкви, партии, движения, организации и др.).

7. Межгосударственный конфликт начинается с этнической на­пряженности.

Задание № 10.

1. Конфликт религии с ересью порожден тем, что все живое живет многообразием.

2. Субъектами религиозных конфликтов выступают: раздираемые определенными противоречиями этносы; национальные общности и составляющие их так называемые коренные народы и национальные меньшинства; многонациональные образования и входящие в них национальные группы; национальные государства; национальные элиты; национальные движения.

3. Конфликт религии с неверием (атеизмом) порожден различными взглядами на существование высшего разума под названием «Бог».

4. Конфликт религии с традицией означает, что все мировые религии, зародившись в конкретно-исторических условиях, распространились по всему миру и теперь исповедуются в государствах и регионах, не схожих с «материнским лоно».

5. Конфликт, как и всякое отношение между людьми, в той или иной степени регулируется нормами общественного поведения.

6. Слух – это неточное описание ре­ального или вымышленного события, отражающее общие на­строения в обществе, этнические установки и стереотипы.

Задание № 11.

1. Конфликтная ситуация может регулироваться религиозными нормами.

2. Конфликты между ведомствами, министерствами и другими организационно оформленными звеньями управления государством наиболее характерны для государственно-административной сферы управления.

3. Идеологическая легитимность опирается на ценности и принципы, на которые ссылается власть и политический режим.

4. Индикатором появления организационно-управленческих конфликтов является формирование конфликтных групп.

5. Судопроизводство - специфическая форма предупреждения споров и конфликтов.

6. Совокупная мощь государства структурно состоит из экономической, военной, социальной мощи и морального духа.

7. Этнорелигиозные отношения сами по себе конфликтогенны.

Задание № 12.

1. Институциализация конфликта это выработка признаваемых обеими сторонами правил, норм, регламента цивилизованного конфликтного поведения.

2. Стратегическое управление выражается в действиях по реализации стратегических установок.

3. Исторические противоречия обычно выступают в виде глубоко укорененных в религиозном сознании, пристрастных по форме и агрессивных по содержанию представлений об «исторических врагах».

4. Координационное управление реализуется в федерации или конфедерации.

5. Межгосударственные конфликты являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречий интересов.

6. Национализм – гипертрофированное, искаженное нетерпимостью, извращенное выражение национального чувства, которое основано на естественном осознании принадлежности отдельных людей и групп населения к одной нации.

Задание № 13.

1. Международный кризис лишь одна из возможных фаз конфликта.

2. Местом юридического конфликта являются разные виды и уровни судов.

3. Метод принуждения – это комплекс мероприятий государства или группы государств, направленных на то, чтобы, используя силу, навязать другому государству или группе государств свою волю.

4. Метод убеждения – это комплекс мер, принимаемых государством (коалицией государств) в отношении другого государства или их политических объединений с целью создания благоприятных условий для реализации национально-государственных интересов во внешнеполитической обстановке.

5. Не каждый конфликт – юридический, но практически каждый может завершиться той или иной юридической процедурой, получить правовое оформление.

6. Государственное управление осуществляется из трех источников власти: органы государственной власти субъекта федерации, федеральные органы исполнительной власти на территории субъектов Российской Федерации, местное самоуправление.

7. Этнотерриториальный тип этнонационального конфликта не предполага­ет притязания и споры этнической группы за право проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею.

Задание № 14.

1. Механизм этнонационального конфликта лежит в сфере обыденной этнопсихологии.

2. Многие этнонациональные конфликты можно смело обозначить и как замещенные конфликты.

3. Наиболее решительным и интенсивным методом действия силы является метод подавления.

4. Типология юридического конфликта построена на частной типологии конфликтов – объективные и субъективные, региональные, острые или вялотекущие, возобновляющиеся и т.п.

5. Культурно-языковые конфликты возникают на основе требова­ний оказать содействие усилиям по сохранению или возрождению языка и культуры этнического меньшинства в частной или обще­ственной жизни.

6. Объектом конфликта в сфере государственного управления является распоряжение властью.

Задание № 15.

1. Легитимация конфликта это официальное признание существующими властными структурами и конфликтующими сторонами наличия самой проблемы, нуждающейся в обсуждении и разрешении.

2. Управление – есть функция дезорганизованных систем различной природы, обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение структуры, поддержание должного режима их деятельности.

3. Легитимность означает, что принимаемые законы и указы выполняются основной частью общества.

4. Любая норма предполагает возможность отклонения от нее в реальном поведении.

5. М.Вебер критиковал традиционные признаки нации на примере евро-американских наций.

6. Одной из распространенных причин юридических конфликтов является правовое бескультурье населения, незнание существующих юридических норм и нарушение их в процессе социальных конфликтов.

7. Межгосударственный конфликт – это разновидность конфликта социального, под которым обычно понимается противоборство двух или нескольких субъектов, обусловленное противоположностью их интересов, потребностей, систем ценностей или знаний.

Задание № 16.

1. Межгосударственные конфликты могут различаться и по своему пространственно-временному масштабу.

2. Управление реально только тогда, когда неизвестно подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу.

3. Наибольшее значение при регулировании конфликтов имеют нравственные нормы поведения людей.

4. Напряженность как момент дезорганизации, связанной с необходимыми изменениями, выступает в позитивном и негативном плане.

5. Нарушение норм и связанный с этим конфликт заложен во многом в недрах системы санкций и стимулов труда, принятой и используемой в организации.

6. Оперативное управление призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений вопросы.

7. Юридическое содержание принципа мирного решения международных споров составляет совокупность норм и функций государств – участников спора.

Задание № 17.

1. Определяя соотношение понятий “этнос” и “нация”, многие ученые исходят из того, что нация – это этнос, обретший свою государственность.

2. Управляющее действие – прерогатива объекта управления.

3. Организационно-управленческий конфликт – это конфликт между членами управляющей организации, руководителями и исполнителями, образующимися в их составе первичными группами, между различными подразделениями в данной системе управления по поводу целей, методов и средств управленческой и организационной деятельности, а также ее результатов и социальных последствий.

4. Организация возникает на основе общественного разделения труда и специализации.

5. Отраслевое управление предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия.

6. Согласно постулатам "инженерного" подхода, конфликт является той ситуацией, управление которой требует сознательной достройки организационных структур в сфере деятельности конкретных субъектов и/или в области их мышления.

Задание № 18.

1. Персонализированная (личная) легитимность есть выражение морального одобрения лиц, выполняющих властные роли в рамках режима.

2. По мнению С.Хантингтона, конфессиональные конфликты являются результатом «столкновения цивилизаций».

3. Характерной особенностью юридического конфликта является его взаимосвязь с внутриполитическими конфликтами.

4. По способу учета интересов объектов управления государственное управление делится на административное и экономическое.

5. По форме проявления принято различать латентные (скрытые) и актуализированные (открытые) конфликты.

6. Социальная дезорганизация – неотъемлемая часть процесса социального изменения.

Задание № 19.

1. По характеру противоречий, лежащих в основе межгосударственного конфликта, выделяются: экономические, политические, военно-стратегические, геополитические, идеологические, социально-политические, этнические и религиозные противоречия.

2. Межгосударственная напряженность как массовое психическое состоя­ние основана на эмоциональном заражении, психическом внуше­нии и подражании.

3. По характеру развития можно выделить: эволюционные межгосударственные конфликты; скачкообразные; вялотекущие; взрывные; латентные; явные.

4. Подавление – это полное лишение противника возможности к сопротивлению либо уничтожение его при помощи военной силы.

5. Подавленный конфликт – это все равно остающийся конфликт, но только принявший скрытую, а значит, и более опасную форму.

6. Спецификой межгосударственного конфликта является то, что часто он реализуется в виде вооруженного конфликта или войны.

Задание № 20.

1. Немаловажным детерминирующим фак­тором организационно-управленческих конфликтов может выступать историческая па­мять народов.

2. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

3. Предметом межгосударственного конфликта является противоречие в интересах различных государств или их объединений.

4. Цель оправдывает средства – вариант волюнтаристского действия, как правило, связанного с большими, а может быть даже опасными потерями для организации и общества.

5. Шовинизм – высокомерное отношение одной, “великой” нации по отношению к другой – “малой”.

6. Статусная модель урегулирования межгосударственного конфликта структурно соизмеряет поведение с физическими действиями, необходимыми для поддержания или восстановления баланса сил.

7. Непересекающиеся интересы это интересы, реализация которых затрагивает интересы других субъектов в системе межгосударственных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: