Художественный стиль. Общая характеристика художественного стиля. Отличие художественного стиля от других функциональных стилей.
Художественный стиль речи
1. Сфера применения: используется в художественных произведениях.
2. Задачи речи: нарисовать живую картину, изобразить то, о чем рассказывается;
передать читателю чувства), которые испытывает автор.
3. Стилевые черты. Высказывание обычно бывает: конкретным, образным,
Эмоциональным..
Языковые особенности художественного стиля.
Языковые средства.
Конкретные слова: не птицы, а грачи, скворцы, ласточки и т..; не сказал, а
напомнил, предупредил, посоветовал.
Слова в переносном значении: море огней, спит земля.
Эмоционально – оценочные слова: а) с уменьшительно – ласкательными
суффиксами: березка, ключик, звездочка, серенький; б) с суффиксом –- (-еват -):
сладковатый, синеватый.
Глаголы совершенного вида с приставкой за - со значением начала действия (џІду”Іиъ–zЕК.сад).
|
|
Глаголы настоящего времени вместо прошедшего. (я за грибами. Вдруг
вижу …)
Предложения вопросительные, побудительные.
Предложения восклицательные.
Предложения с однородными членами.
5. Использование изобразительно – выразительных средств других стилей.
6. Эстетическая функция художественного стиля речи.
Лексическая стилистика. Смысловая точность речи. Выбор слов.
Лексическая стилистика. Стилистическое использование в речи синонимов, антонимов, многозначных слов и омонимов. Паронимия и парономазия.
Стилистическое использование паронимов. Ошибки.
Паронимы – слова, близкие по звучанию, но различные по семантике.Смешение паронимов приводит к искажению смысла высказывания. «Верней клади ступень ноги». Нередко смешение паронимов связано с возможностью их синонимического сближения в одном из присущих им значений: проводить, производить опыты. Многочисленны случаи параллельного употребления глаголов встать и стать. Уже на протяжении длительного времени в речи смешиваются глаголы одевать и надевать.
Стилистическое использование омонимов. Ошибки.
Омонимы часто используются для создания каламбуров, преимущественно в стихотворных произведениях: омонимические рифмы выразительны, забавны, привлекают внимание. На почве омонимии и смежных с ней явлений иногда возникает нежелательная двузначность, например: побывать на дне науке. Дно науки? Какое такое дно науки?