Синонимы – слова, обозначающие одно и то же понятие, следовательно, тождественныеили предельно близкие по значению. При таком понимании синонимов устанавливаются две их функции: идеографическая – синонимы различаются оттенками значения, стилистическая – сферой употребления (принадлежностью к различным стилям речи) и экспрессивной окраской. Идеографические синонимы различаются оттенками смысла. Одинаковых по значению синонимов нет – это был бы ненужный балласт для языка.
Если синонимы не различаются семантически, между ними есть различие стилистическое: вычесть, высчитать из зряплаты сумму денег. Кушать – практически не употребляется в первом лице, служит только как вежливое приглашение к еде. Стилистическая функция синонимов выражается с точки зрения употребления в разных стилях, с точки зрения принадлежности к той или иной группе лексики, находящейся за пределами литературного языка., с точки зрения отношения к современному языку (устар.), с точки зрения экспрессивно-эмоциональной оценки.
Стилистическое использование антонимов. Ошибки.
Антонимы употребляются в художественной речи, в публицистике как выразительное средство создания контраста. Чаще всего антонимы встречаются в состави антитез в стихотворных произведениях: Сытый голодного не разумеет, Отцы и дети, Овцы и волки.
Стилистическая окраска слов. Использование в речи стилистически окрашенной лексики.
Использование в речи лексики, имеющей ограниченную сферу распространения. Стилистические функции устаревших и новых слов.