Система духовных ценностей Древнего Рима

Римляне создали свою систему идеалов и ценностей.

Римляне делили весь мир на зону цивилизации и зону варварства. Первая была областью полисной организации, а потому своей и высшей формой существования, вторая не знала полисной жизни, не знала поэтому "сообщества и человеческой приязни", то есть была формой существования дикарей.

Для римлянина его гражданская община - это то единственное место на земле, где ты - человек, только здесь ты ощущаешь свое единение с другими людьми на основе права, только здесь укрыт от врагов стенами и от неожиданностей судьбы богами - создателями, родоначальниками и покровителями города, только здесь ты включен в род - непрерывную цепь смертей и рождений, определяющих твое собственное место в бесконечном потоке бытия, и только здесь реализуются ценности, без которых жизнь теряет смысл:


libertas -самостоятельность личности и ее свобода отстаивать свои интересы в рамках закона;

iustitia - совокупность правовых установлений, ограждающих достоинство человека в соответствии с его общественным положением;

tides - верность долгу, составляющая моральную гарантию исполнения законов;

pietas - благоговейный долг перед богами, родиной и согражданами, требующий всегда отдать предпочтение их интересам, а не своим; наконец, энергия и воля в выполнении этого долга, называемые общим именем

"virtus" - "гражданской доблести”

Особое значение в жизни римлян, в их духовной культуре имела вода.

Связь водного изобилия с ростом духовной культуры выражалась не только в художественном оформлении колодцев и акведуков, но и в том, что вода для римлян была необходимым элементом особого ценностного состояния, которое они обозначали непереводимым словом "otium". В этом понятии соединялись для них удовлетворение выполненной жизненной задачей; отдых от дел, войны или общественных обязанностей; досуг, отданный творчеству, беседе и размышлениям; наслаждение красотой благоустроенной природы и произведений искусства. "Покой в сочетании с достоинством", - определял их Цицерон и добавлял, что такое сочетание "самое важное и наиболее желательное для всех здравомыслящих честных и благоденствующих людей".

В необычной любви римлян к воде, в ее изобилии, в широком ее общественном использовании проявлялся их особый, гармонический подход к жизни, где соединялись воедино материальный достаток, развитие цивилизации, культура отдыха и тела.

Еще одно понятие NEGOTIAN -служение государству.

Римляне не разделяли греческое прославление свободной личности, допускающей нарушение установленных законов общества. Напротив. они всячески возвышали роль и ценность закона, непреложности его соблюдения и уважения. Законы образовывали как бы конституцию города, основу жизни и деятельности граждан.

Основу официального консерватизма составляло благоговейное почтение к богам и к знамениям, которыми они выражали свою волю, - но всякий раз, когда эти предуказания противоречили выгоде римлян, они их преспокойно нарушали.

В этом состоит лицемерие римской культуры, ее противоречие, даже на уровне государственной политики.

Римская культура прагматична- это проявляется в использовании того, что создано другими, и придавании этому собственного значения.

Отношение римлян к религии можно описать следующим словосочетанием: «верю, чтобы иметь».


19.Структуры повседневности в Римской культуре


Основной общественной формой, в рамках которой протекала в античную эпоху повседневная жизнь людей, был полис. Полис, или, как называли его римляне, "civitas" (буквально: "гражданская община"), - не просто населенный пункт, скопление домов и жителей, архитектурно оформленное пространство, и не только административный центр определенной территории. Мало будет сказать и то, что это город-государство, единица административно-политической организации населения. Полис - гражданская община - это отличительный признак, средоточие и наиболее полное выражение античного мира.

Для римлянина его гражданская община (как для грека полис) - это то единственное место на земле, где ты - человек, ибо только здесь ты ощущаешь свое единение с другими людьми на основе права, только здесь укрыт от врагов стенами и от неожиданностей судьбы богами - создателями, родоначальниками и покровителями города, только здесь ты включен в род - непрерывную цепь смертей и рождений, определяющих твое собственное место в бесконечном потоке бытия.

Конечно же повседневную жизнь римлян определяла система ценностей, центральным понятием которой было понятие VIRTUS-долг. Вся римская культура строилась на солдатской общине. Поэтому общественные интересы были выше интересов индивида.

Для римского гражданина занятие ремеслом, деятельность скульптура, живописца, актера и драматурга считались занятиями недостойными. Римляне верили в практический разум, поэтому театр у них никогда не был популярен.

Наиболее правильными занятиями свободного римлянина считались война, политика, разработка права, историография, земледелие.

В повседневной жизни римлян огромную роль играла вода.

Связь водного изобилия с ростом духовной культуры выражалась не только в художественном оформлении колодцев и акведуков, но и в том, что вода для римлян была необходимым элементом особого ценностного состояния, которое они обозначали непереводимым словом "otium". В этом понятии соединялись для них удовлетворение выполненной жизненной задачей; отдых от дел, войны или общественных обязанностей; досуг, отданный творчеству, беседе и размышлениям; наслаждение красотой благоустроенной природы и произведений искусства. "Покой в сочетании с достоинством", - определял их Цицерон и добавлял, что такое сочетание "самое важное и наиболее желательное для всех здравомыслящих честных и благоденствующих людей".

Если учесть, что вода была спутником не только отдыха, но и спорта, что в домашних купальнях и общественных банях всегда предусматривалась площадка для игры в мяч, для гимнастических упражнений, солярий, складывается впечатление, что в необычной любви римлян к воде, в ее изобилии, в широком ее общественном использовании проявлялся их особый, гармонический подход к жизни, где соединялись воедино материальный достаток, развитие цивилизации, культура отдыха и тела.

Особое значение в повседневности древних римлян имела трапеза, которая воспринималась как особый ритуал. Обязательное количество участников-9. Приблизительное время начала трапезы 13.30 часов. В процессе трапезы обязательным было ведение философских бесед.

Что касается религии римляне были крайне прагматичны, они готовы были верить в Бога, если это приносило им определенные выгоды, хоть какую-то пользу.

Римляне чтили законы и традиции, но если они как-то противоречили их выгоде, они их спокойно нарушали.

Императоры представляли свою власть как власть римского должностного лица, обычного гражданина республики, в руках которого лишь благодаря его личным заслугам, доверию сената и народа оказались сосредоточенными несколько магистратур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: