Основы христианского вероучения

Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.

Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис "нет не эллина, ни иудея" провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.

Следующим шагом в развитии понятия "церковь" стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.

Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: ”принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие "таинства" - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки ("исповедники") или принявшие казнь ("мученники"), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным.

Возникновение христианства.

Проблема возникновения христианства складывается из целого ряда аспектов, главными из которых можно считать:

· Социально-экономический и политический фон: история Римской империи со II в. до н.э до III в. н.э.

· Религиозно-философский фон: духовная жизнь Римской империи.

· Время и место: Палестина на рубеже эпох и цивилизаций.

· Предтечи: религиозно-общественные течения в Палестине и Кумранская община.

· Иисус Христос: жизнь, миссия, учение.

Таким образом от первых контактов во II тыс.до н.э. между древневосточными цивилизациями и крито-микенской цивилизацией через общение греков с внешним миром во время Великой греческой колонизации (VIII-VI вв. до н.э.), через греко-персидские войны и контакты с Востоком в ходе последующих событий начала кризиса полиса (V в.- первая половина IV в. до н.э.) Греция и Восток объединились в системе эллинистических государств, а, начиная со II в. до н.э. на это объединение стала наслаиваться третья сила - Рим. I в. до н.э. был временем наиболее интенсивного синтеза всех сторон жизни древнего мира в единую эллинистически-римскую цивилизацию, а формирование Римской империи было внешней политической формой этого процесса.

Если попытаться соединить центры трех цивилизаций - Древнего Востока (условно им можно считать столицу Персидской державы - Персеполь), Греции (Афины) и Рим, то середина линии будет находиться где-то на восточном побережье Средиземного моря, которое и фактически являлось в это время своеобразным международным перекрестком.

Эллинизм, который был важным шагом на пути к новой религии, возник в результате кризиса древнегреческого полиса и кризиса древневосточной цивилизации, развитие которой тормозилось консерватизмом общины и деспотией.

Синтез полиса и древневосточных форм общественной жизни имел в своей основе следующие явления и последствия:

· Разложение античной гражданской и древневосточной общины (изнутри вследствие развития экономики и снаружи в результате войн) привело к возникновению тайных обществ и распространению мистериальных культов.

· Преодоление замкнутости и закрытости общинных коллективов привело к возникновению понятия универсальности мира, открытости людей, появлению способности к восприятию новых идей, нравов, обычаев.

· Преодоление коллективизма способствовало развитию индивидуализма и обращенности человека к внутреннему миру.

· Исчезновение общинной гомогенности и равенства способствовало возникновению ощущения равенства перед высшими или потусторонними силами;

· Утрата демократических начал в жизни и усиление монархических начал привели к возрождению первых в новых профессиональных и религиозных обществах и выражению вторых в тенденции к монотеизму.

· Замена ополчения наемниками привела к замене стремления защищать свой полис или общину чувством преданности идее или вере, и вызвало стремление бороться за них и защищать их.

II в. до н.э. - I в.н.э. были временем кризиса Римской Республики (в основе был кризис римской гражданской общины - civitas) и перехода к Империи. Одновременно происходил синтез эллинизма с римской цивилизацией. Итогом этого стало создание единой античной цивилизации, в которой наличествовали и древневосточные, и древнегреческие, и древнеримские черты. Впервые в истории было достигнуто единство народов Средиземноморья в рамках единой политической системы. В этих условиях не могла не возникнуть потребность в создании новой религиозно-идеологической системы, которая должна была обладать следующими вытекающими из исторических условий чертами:

· Единовластие Рима и императора на земле порождало монотеистические религиозные настроения.

· Обожествление правителя, существовавшее на Древнем Востоке раньше и возникшее снова вместе переходом к Империи, наделение императора божественными чертами, привело к возникновению идеи богочеловека.

· Объединение многочисленных народов, проживавших в ареале Средиземноморья, в рамках единой империи способствовало формированию представлений об универсализме мира и Вселенной.

· Нивелировка всех жителей империи сначала по принципу граждане - неграждане, затем по принципу император - подданные способствовала возникновению идеи равенства всех людей перед высшими силами или перед единым богом.

· Изменение системы нравственных ценностей вследствие кризиса полиса и как следствие - падение нравов привели к формированию идеи искупления грехов, перенесению центра тяжести религии и философии на мораль и этику.

· Неудовлетворенность жизнью, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, внутренняя опустошенность, переходящая в безысходность и отчаяние - чувства, порожденные эпохой кризиса общины, как античной, так и древневосточной, способствовали возникновению идеи спасения и загробного воздаяния.

· Космополитизм, всеобщность, универсальность, как новые черты общественного сознания, приводили к идее католической (вселенской) церкви, и одновременно в ней происходило сохранение демократических начал жизни (само слово церковь - ecclesia означает в переводе с древнегреческого народное собрание).

· Формирование из идеологии гражданина идеологии подданства, характерной для эпохи Империи привело к появлению религиозной идеи смирения и покорности.

· Рационализм и практицизм римлян и других народов, попадавших под их влияние, вызывал тягу к мистике и духовности, к общению с высшими силами душой, а не разумом и неизбежно порождал богоискательство и стремление к новой религии.

Главной исторической причиной возникновения христианства был кризис полиса на западе и общинного уклада жизни на востоке. Это приводило к сильнейшей ломке общественного и индивидуального сознания, и в новых исторических условиях синтеза трех цивилизаций привело к возникновению уникальной религиозной системы, каковой явилось христианство. Несомненно, что условия развития христианства и роста количества приверженцев новой религии определялись перечисленными выше факторами. К сказанному следует добавить, что в самой Римской империи содержались и все необходимые условия для превращения христианства в мировую религию, так как сама империя носила мировой характер.

24. Понятие «Средние века». Проблема хронологических рамок средневековой культуры
Средневековье один из самых интересных и противоречивых периодов в истории человечества. Сам термин «средние века» появился в эпоху Нового времени для обозначения тысячелетнего периода между античностью и эпохой Возрождения. Это понятие очень точно отражало представления того времени о средневековом обществе и его особенностях: «средневековье»- это нечто «промежуточное», не имеющее самостоятельного значения, не привнесшее ничего нового в историю и культуру. Вторит этой пессимистической интонации и концепция «темных веков» - мракобесие, религиозный фанатизм, душивший всякую живую мысль и человеческую свободу – вот главная характеристика средневековья во взглядах сторонников этой концепции. Но так ли это? Дальнейшее развитие исторической науки (да и художественная традиция) меняют представление о средневековье. Романтики XIX века в своих произведениях создают принципиально иной образ средних веков – эпоха благородных героев-рыцарей и прекрасных дам, время господства высоких чувств, благородных помыслов и героических деяний. В литературе существуют разные точки зрения на хронологические рамки Средневековья в целом и внутренней периодизации в частности.

Например, есть точка зрения, по которой Средневековье начинают с V в., точнее с 476 г., года падения Римской империи, что служит символическим рубежом, отделяющим его от Античности. Античность могут «закрывать» и в 529 г., когда реально закрывается последняя философская школа Античности — школа неоплатоников в Александрии, в этом случае Средневековье «открывают» с VI в. Нижняя граница Средних веков — по еще одной точке зрения — связывается со схоластикой, но в этом случае проблема переносится и становится проблемой хронологических рамок схоластики.

По вопросу о том, когда поставить верхнюю планку существования Средневековья, среди исследователей также нет единства. Наиболее устоявшийся рубеж — середина XIV в., далее эстафету развития западной мысли передают Возрождению. Но далеко не все историки, философы, культурологи согласны с выделением Возрождения в качестве самостоятельной эпохи. Поэтому Средние века могут длить вплоть до Нового времени, то есть до XVII в.

Существует и так называемая концепция «долгого Средневековья» по которой Средние века доводят до Великой французской революции 1789-1791 гг. Исторические и культурологические резоны у такой точки зрения есть. Социальная жизнь развитого общества многопланова и многоукладна, в истории действуют разнородные процессы и явления, поэтому весь многообразный массив фактов и факторов достаточно сложно охватить единым критерием. Культура элиты и культура большинства могут разниться настолько, что их смело можно разносить по разным «эпохальным» рубрикам. Историки долгое время ориентировались при составлении периодизаций на изменения, происходившие именно в культуре элиты, культура и образ жизни народного большинства мало кого интересовали. Философским периодизациям по природе своей тем паче ничего не остается как иметь дело с элитарным знанием. После блестящих историко-культурологических работ представителей французской школы «Анналов», работ историков других направлений, значительно расширивших диапазон социально-исторических явлений, историческая и философская периодизации с необходимостью должны разойтись. Существует историческая асинхрония: ментальность народа меняется медленнее, чем теории, доктрины, идеологии. Основная масса населения Западной Европы расставалась со средневековыми ми-ровидческими и жизненными стереотипами во многом в период французской революции и наполеоновских завоевательных войн. Достаточно устоявшейся можно считать периодизацию, где Средние века начинаются со II века и заканчиваются веком XIV. Средневековая история включает в себя три основных периода:

Раннее Средневековье (конец V — середина XI вв.)

Зрелое (романское) Средневековье (XI-XII вв.)

Позднее (готическое) Средневековье (XIII -XVвв.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: