Рыцарство как особый социокультурный институт в Средние века

Рыцарская культура – важнейшая составляющая средневековой традиции. Раннее средневековье не знает рыцарского сословия как целостного образования со своей структурой и мировоззренческой основой. Безусловным является только то, что это хорошо вооруженный всадник, способный к боевым действиям. Во времена Карла Великого происходит формирование основного принципа социальной организации сословия «воюющих» – системы сеньорно-вассальных отношений. Карл Великий вводит обычай оммажа («вручения себя»фр.), согласно которому, войн приносящий клятву верности королю, получал за это бенефиций (земельный надел) в пожизненное владение, которое в последствии превращалось в родовую собственность. Так постепенно складывалась система вертикальных связей между сюзереном и его вассалами. Рыцарская культура представляет собой сложное переплетение светских и религиозных компонентов. Истинный рыцарь, прежде всего – правоверный христианин, однако жизнь его проходит не в молитве, а на полях сражений. Это порождает сложные антиномии, лежащие в основе мировоззрения рыцарства.

Основными антиномиями рыцарской культуры являются:

1.Христианская заповедь «не убий» и принцип воинского служения;

2.Антиномия чести и славы (слава как проявление личной воинской доблести и честь как сословная добродетель);

3.Противоречие религиозной аскезы и рыцарской щедрости;

4.Противоречие земной славы и небесного воздаяния.

Начиная с XII века, при дворах королей и крупных феодалов развивается богатая придворная жизнь с пирами и турнирами, представлениями жонглеров. Важнейшим феноменом придворной культуры этого периода становится куртуазная культура. Произведения рыцарской литературы создавали идеальный образ рыцаря - бесстрашного война и верного вассала. Но этот образ переплетался с авантюрным сюжетом, фантастическими персонажами и событиями, и, конечно, любовью к Прекрасной Даме. Одной из важнейших коллизий рыцарского романа становится противоречие долга и чувства. Рыцарская культура, мировоззренчески опираясь на христианскую традицию, по сути дела была светской, ибо основные ценности в жизни рыцаря были связаны с земной жизнью, была ли это воинская слава или любовь Прекрасной Дамы.

37. Рыцарская литература: поэмы и романы

Рыцарское движение хотя и формировалось вокруг выполнения военной функции (защита синьора, война за веру), однако помимо культивирования духа воинственности, силы, мужества, самоотверженности, презрения к смерти, рассматривались и раскрывались общезначимые устремления как преданное служение прекрасной даме, культ естественной любви, право на земное счастье, благородство, обостренное чувство личного достоинства, прямодушие.

Рыцарская литература получила развитие в период Классического Средневековья. Героем ее был воин-феодал, совершающий подвиги. Наиболее известны «Песнь о Роланде» Готфридат Страсбургского (Франция), рыцарский стихотворный роман «Тристан и Изольда» (Германия), «Песнь о Нибелунгах» (Германия), «Песнь о моем Сиде» и «Родриго» (Испания) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: