СРС № 2: Виды текстов и особенности работы редактора над ними

Задание 1. В очерке «Путешествие в Арзрум» Пушкин описал Дарьяльское ущелье. Произведите анализ логических и лексико-стилистических особенностей построения данного текста.

В семи верстах от Ларса находится Дариальский пост. Ущелье носит то же имя. Скалы с обеих сторон стоят параллельными стенами. Здесь так узко, так узко, пишет один путешественник, что не только видишь, но, кажется, чувствуешь тесноту. Клочок неба, как лента, синеет над вашей головою. Ручьи, падающие с горной высоты мелкими и раз­брызганными струями, напоминали мне похищение Ганимеда, странную картину Рембрандта. К тому же и ущелье освещено совершенно в его вкусе. В иных местах Терек подмывает самую подошву скал, и на дороге в виде плотины навалены каме­нья. Недалеко от поста мостик смело переброшен через речку. На нём стоишь, как на мельнице. Мо­стик весь так и трясётся, а Терек шумит, как колёса, движущие жернов. Против Дариала на крутой скале видны развалины крепости. Предание гласит, что в ней скрывалась какая-то царица Дария, давшая имя своё ущелью, — сказка. Дариал на древнем персидском языке значит ворота. По свидетель­ству Плиния, Кавказские врата, ошибочно называе­мые Каспийскими, находились здесь.

Задание 2. Произведите анализ приводимого ниже отрывка из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», в котором рассказывается о штурме Белогорской крепости. Определите, как развивается действие, что способствует созданию ритмической картины изображаемого, опишите лексико-стилистические особенности повествования.

«Теперь стойте крепко, – сказал комендант, – будет приступ»... В эту минуту раздался страшный визг и крики; мятежники бегом бежали к крепос­ти. Пушка наша заряжена была картечью. Комен­дант подпустил их на самое близкое расстояние и вдруг выпалил опять. Картечь хватила в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе сто­роны и попятились. Предводитель их остался один впереди... Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал... Крик и визг, умолкнувшие на ми­нуту, тотчас снова возобновились. «Ну, ребята, – сказал комендант, – теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! Вперёд на вылазку, за мною!» Комендант, Иван Игнатьич и я мигом очутились за крепостным валом, но оробелый гарнизон не тро­нулся. «Что же вы, детушки, стоите? – закричал Иван Кузьмич. – Умирать, так умирать, дело слу­живое!»

Задание 3. Произведите анализ приводимого ниже рассуждения, выделите составные части, определите логические и стилистические особенности текста.

Приводимый ниже отрывок взят из «Публичных чтений о Петре Великом» С.М. Соловьёва – крупнейшего историка России

...Не для удовлетворения праздного любопытства собрались мы здесь, но для уяснения великого яв­ления в нашем историческом существовании, для уяснения значения великого человека великой эпо­хи; обратимся прямо к этому человеку, пусть он сам скажет нам о себе. Вот первое письмо его к матери из Переяславля, когда ему было 17 лет; форма письма обычная в то время с употреблени­ем уменьшительных уничижительных слов, как, по-тогдашнему, следовало писать детям к родителям: «Сынишка твой, в работе пребывающий, Петрушка, благословения прошу и о твоём здравии слышать желаю; а у нас молитвами твоими здорово всё. А озеро всё вскрылось, и суды, все, кроме большого корабля, в отделке». Итак, вот первое слово нам Петра, которого мы зовём Великим, первое им са­мим себе сделанное определение: «в работе пре­бывающий». Это первое определение останется навсегда за ним и дружно уместится после опреде­ления Великий; прошло много времени, и знамени­тый поэт, который прозвучал нам столько родного, который дал нам столько народных откровений, не нашёл лучшего определения для Петра: «на троне вечный был работник». Пётр работник, Пётр с мо­зольными руками – вот олицетворение всего рус­ского народа в так называемую эпоху преобразо­вания. Здесь не было только сближения с народа­ми образованными, подражания им, учения у них, здесь не были только школы, книги, здесь была ма­стерская прежде всего, знание немедленно же при­лагалось, надобно было усиленною работою, пребы­ванием в работе добыть народу хлеб насущный, предметы первой необходимости. Народы в своей истории не делают прыжков: тяжкая работа, на ко­торую был осуждён русский народ в продолжение стольких веков, борьба с азиатскими варварами при условиях самых неблагоприятных, борьба за народ­ное существование, народную самостоятельность кончилась, и народ должен был, естественно, перей­ти к другой тяжёлой работе, необходимой для при­готовления к другой деятельности среди народов с другим характером, для приготовления себе долж­ного, почётного места между ними, для приготовле­ния средств бороться с ними равным оружием.

Литература

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.,2003.

2. Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации. М., 2008.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: