Литературное редактирование: работа над композицией текста

Литературное редактирование – форма речевой деятельности, процесс редактирования языка, стиля, композиции и, шире, всей структуры рукописи, процесс улучшения формы произведения с учетом его содержания с целью достижения адекватности восприятия читателем авторского замысла

Литературные достоинства текста – 1) соответствие его структуры информационной ситуации и задачам сообщения (использование целесообразных структур сообщения); 2) содержательность (смысловая насыщенность) сообщения; 3) органичность (подчинение единой цели), противоположность органичности - эклектизм; 4) пропорциональность (соотношение объема текста значимости и сложности проблемы); 5) оригинальность (новизна идей, метода и типа изложения), противоположность – банальность и оригинальничанье; 6) удобочитаемость, лаконичность изложения; 7) адекватная эмоциональная насыщенность

Композиция – развертывание сюжета, в котором, как правило, выделяются экспозиция – завязка - развитие действия - кульминация – развязка. Эта классическая структура композиции не всегда является обязательной для художественного текста (особенно современного). Компонентами композиции являются словесные ряды (В. В. Виноградов).

Абзац – 1) отступ в начальной строке печатного или рукописного текста; 2) компонент связного текста, состоящий из одной или нескольких фраз (предложений) и характеризующийся единством и относительной законченностью содержания. В близком значении выступают термины период, сложное синтаксическое целое, сверхфразовое единство (Е. В. Падучева).

Несобственно-прямая речь – соединение в одно целое авторского повествования и речи персонажей (Е. Н. Ширяев).

Словесный ряд – это представленная в тексте последовательность (не обязательно непрерывная) языковых единиц разных ярусов (слова, словосочетания, синтаксические модели, тропы, фигуры, морфологическая или звуковая форма и пр.), объединенных а) композиционной ролью и б) соотнесенностью с определенной сферой языкового употребления или с определенным приемом построения текста (А. И. Горшков).

Сложное синтаксическое целое (прозаическая строфа, сверхфразовое единство, компонент) – группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически и выражающих более или менее законченную мысль. Это языковая единица, как слово или предложение, но более сложное по составу, устройству. Имеет, как правило, следующую композицию: зачин, содержащий начало мысли, формулирующий ее тему, среднюю часть – развитие мысли, темы и концовку – своеобразную синтаксическую (композиционную) точку, подводящую итог микротеме и подчеркивающую это не только в смысловом, но и в синтаксическом отношении (Г. Я. Солганик).

Фрагмент – развитие одной мысли в двух или нескольких ССЦ. Зачины фрагментов образуют смысловой и синтаксический каркас текстов. Совокупность зачинов – это не что иное, как краткое содержание, реферат текста (Г. Я. Солганик).

Композиция рекламного текста – стандартная композиция рекламного обращения включает: заглавие, слоган, основную часть (ОРТ), справочная контактная информация, эхо-фраза. Обязательные компоненты: заглавие, основная часть, контактная информация. Креативные компоненты: слоган, эхо-фраза.

Выбор композиционного построения текста в зависимости от его содержания и жанра. Осмысление текста как единого целого, установление соразмерности отд частей. Введение рубрикации. Проверка правильности деления текста на абзацы.

Лит редактир- ф-ма реч деят-ти, пр-с редакт-ния яз, стиля, композ и, шире, всей струк рукописи, пр-с улучшен ф-мы произвед с учетом его содерж с целью достиж адекв-ти восприятия чит-м авт замысла. Сущ неск видов редакт правок(правка-вычитка, -сокращение,-обработка,-переделка). Правка-обработка- устранение погрешностей в композиции рукописи, фактич и логич ошибок, стил и грам недочетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: