Учебная

  1. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. 2-е изд. М., 1983; 3-е изд. М., 1993.
  2. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд. М., 1987 и все послед. изд.

Дополнительная

  1. Бойкова Н. Г., Беззубов А. Н., Коньков В. И. Публицистический стиль. СПб., 1999.
  2. Бондалетов В. Д., Вартапетова С. С., Кушлина Э. Н., Леонова Н. А. Стилистика русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. Л., 1982. 2-е изд. Л., 1989.
  3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. 4-е изд. М., 2003.
  4. Горшков А. И. Русская стилистика. М., 2001.
  5. Кожин А. Н., Крылова О. А., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи. М., 1982.
  6. Коньков В. И., Митрофанова А. А. Литературно-художественный стиль. СПб., 1999.
  7. Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили. М., 1982.
  8. Прохорова К. В. Научный стиль. СПб., 1998.
  9. Сметанина С. И. Разговорный стиль. СПб., 1998.
  10. Томашевский Б. В. Стилистика. 2-е изд. Л., 1983.
  11. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. проф. В. И. Максимова. М., 2004.

Литература для конспектирования

  1. Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М., 1990. Гл. 3. (Конструкции экспрессивного синтаксиса).
  2. Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961. С. 22-26, 119-123, 202-210, 237-262.
  3. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 237-280.
  4. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. С. 5-29.
  5. Гавранек Б. Задачи литературного языка и его культура // Пражский лингвистический кружок. М., 1967. С. 346-367.
  6. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
  7. Гвоздев А. Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965. § 14-19.
  8. Головин Б. Н. Язык художественной литературы в системе языковых стилей современного русского литературного языка // Вопросы стилистики. Саратов, 1978. Вып. 14. С. 113-121.
  9. Земская Е. А. Русская разговорная речь: Лингвистический анализ и проблемы обучения. 1-е изд. М., 1979; 2-е изд. М., 1991 (одну из глав по выбору).
  10. Колесов В. В. Русская речь: Вчера. Сегодня. Завтра. СПб., 1998. С. 216-230.
  11. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. М., 1994. С. 33-59, 187-216.
  12. Ларин Б. А. О разновидностях художественной речи // Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974. С. 27-53.
  13. Поцепня Д. М. Образ мира в слове писателя. СПб., 1997. С. 78-90; 107-109.
  14. Щерба Л. В. Современный русский литературный язык // Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 113-121.
  15. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975.

Наиболее полно и многоаспектно проблематика курса изложена в книге М. Н. Кожиной «Стилистика русского языка»: обосновывается само рождение этой области языковедения в XX в., описываются предмет и методы исследования, основные научные направления, важнейшие понятия и категории (стилистическая окраска и её разновидности, стилистическое значение, стилистические средства, функциональные стиль и принципы выделения стилей и т. д.). Несомненным достоинством этого вузовского учебника является широкое использование при изложении тем авторитетной научной литературы как отечественной, так и зарубежной, внимание к сложным и дискуссионным вопросам.

Весьма ценным учебным пособием является книга А. И. Горшкова «Русская стилистика», в основе которой лежит курс лекций, читаемый автором в Литературном институте им. М. Горького. Это издание оригинально по содержанию и выгодно отличается от другой учебной литературы по теме.

Во-первых, теоретически обосновывается необходимость раздела «Стилистика текста», который в книге и является центральным; обстоятельно описываются текстообразующие признаки. Таким образом, текст справедливо признается основополагающей категорией стилистики, изучающей функционирование языка. Во-вторых, достаточно высокий теоретический уровень учебного пособия во многом определяется обращением к научным концепциям разных исследователей, при этом отстаивание автором собственной позиции соединяется с корректным, уважительным отношением к оппонентам. В-третьих, теоретичность книги соединяется с мастерским стилистическим анализом художественных текстов, среди которых наряду с классическими произведениями XIX в. широко используется литература XX в., в том числе и современная.

Явная авторская позиция находит свое отражение и в построении учебного пособия, содержащего три раздела: 1) «Стилистика в ряду филологических дисциплин»; здесь охарактеризован предмет стилистики, её соотношение с филологией, языкознанием и литературоведением; раскрывается содержание основных категорий стилистики: синонимия, стиль, стилистическая окраска, стилевая норма; 2) «Стилистика текста»; 3) «Стилистика разновидностей употребления языка (функциональная стилистика)»; в этом разделе автор останавливается только на двух сложных функциональных разновидностях: языке художественной литературы и разговорной речи.

Отсутствие некоторых традиционных для курса разделов и тем (стилистика языковых единиц, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль) А. И. Горшков объясняет тем, что они представлены во всех учебниках стилистики и автор не считает целесообразным повторять уже известное.

Учебные пособия, авторами которых являются И. Б. Голуб («Стилистика русского языка») и Д. Э. Розенталь («Практическая стилистика русского языка») близки по содержанию, т. к. предназначены прежде всего для студентов факультета журналистики, имеют явную практическую направленность и не рассматривают теоретических проблем стилистики. Основу этих учебных пособий составляет «стилистика ресурсов», в соответствии с которой строятся основные разделы: «Лексическая стилистика», «Фразеологическая стилистика», «Фоника» (этот раздел представлен только в книге И. Б. Голуб и содержит разнообразный языковой материал), «Стилистика словообразования», «Стилистика частей речи», «Синтаксическая стилистика». Каждый из названных разделов содержит характеристику недочетов и ошибок при использовании тех или иных языковых средств и предлагает правку с точки зрения языковой и стилистической нормы. Иллюстративный материал в обоих пособиях, как правило, не выходит за пределы предложения и ограничен в основном примерами из художественных произведений и газет. Богаче он представлен у И. Б. Голуб. Эти издания могут быть использованы при изучении отдельных тем («Стилистические ресурсы языка» или «Стилистика и культура речи»), при выработке навыков стилистической правки.

При изучении таких тем, как стилистические ресурсы языка или средства словесной образности, заслуживают внимания классические работы Б. В. Томашевского («Стилистика»; в этом учебном пособии излагаются основные проблемы стилистики художественной речи, которая выступает как филологическая дисциплина, а стиль (языковая норма) рассматривается как средство выражения авторского замысла) и А. Н. Гвоздева («Очерки по стилистике русского языка»; эта работа является основой описания «стилистики ресурсов» в современных учебниках по стилистике; также заслуживает внимания позиция автора при выделении и описании экспрессивных стилей).

Другие упомянутые в библиографии учебные пособия содержат общие сведения о теоретических основах стилистики (в силу указанного адресата или ориентации на развитие практических умений при оценке фразы, текста) и могут ограниченно использоваться при отсутствии других учебников (и при наличии их в библиотеках).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: