Языка в сфере науки и обучения

  1. Ведущие принципы отбора и организации языковых средств в научном стиле.
  2. Лингвистическая характеристика научного стиля.
  3. Разновидности научного стиля.

Литература

1. Кожин А. Н., Крылова О. А., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи. С. 92-103.

2. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. С. 161-174.

3. Стилистика и литературное редактирование. С. 98-114.

Каковы особенности научного стиля? Какова сфера использования? Вот на что следует обратить внимание при подготовке данной темы.

1. Научный стиль используется в сфере научной (или учебной) деятельности человека. Специфика этой сферы общения – обобщение результатов научных исследований, научное описание фактов и явлений действительности, законов, определяющих их «поведение». В зависимости от специфических задач, стоящих перед автором научного исследования, он излагает свои научные воззрения в учебниках, научных статьях, монографиях, диссертациях, докладах и других жанрах научной литературы.

2. Научный стиль реализует функцию сообщения. Однако та информация, которая лежит в основе научного сообщения, имеет свою специфику: она носит интеллектуальный характер. Исходя из этого, передача научной информации требует точности, логичности, доказательности.

3. Названные особенности определяют важнейшие стилевые черты научного стиля, его специфику: отвлеченность, обобщенность, логичность, доказательность, объективность изложения, точность, скрытая эмоциональность, строгость и даже сухость.

4. Отличительные признаки научного стиля реализуются с помощью следующих языковых средств.

1) Использование лексических единиц языка для обозначения слов-понятий. В этом случае лексические единицы, как правило, приобретают терминологическое значение и приобретают способность нести более полную логическую информацию.

2) Повышенное употребление имен существительных, которые составляют 35 % всех словоупотреблений. Среди существительных преобладают формы ср. рода, ед. числа, т. к. именно эти формы придают речи отвлеченный, обобщенный характер.

3) Повышенная употребительность имен прилагательных (13 % словоупотреблений) и причастий (6 % всех словоупотреблений), что объясняется необходимостью точного обозначения видовых признаков понятий, их логической конкретизации. Именной характер научного стиля в целом позволяет передать обобщенно-отвлеченное значение понятий, суждений, умозаключений, абстрагировать явление и его признаки.

4) Преимущественное употребление таких глагольных форм, как инфинитив, формы настоящего – будущего времени с невременным значением, формы несов. в., передающие значение деятельности, постоянства и многократности действия. Выбор подобных форм определяется необходимостью обозначить связи между явлениями и понятиями, между объектом и признаком. Глагол в научной речи сравнительно редко выражает конкретное действие.

5) В научной речи господствует логический синтаксис. Широко используются сложные и осложненные конструкции, особенно конструкции с деепричастными и причастными оборотами. Логическая последовательность и определенность достигается с помощью подчинительных союзов в структуре сложных предложений, вводных слов, специальных конструкций и оборотов связи (остановимся на…, перейдем к…, отметим также…).

Для научной речи характерны особые «ссылочные» обороты (по Виноградову; как полагает…), широкое использование цепи Р. п. (так называемого «родительного отыменного»), конструкций, способствующих сосредоточиванию внимания читателей на каком-либо вопросе (вопросительные предложения).

Научный стиль реализуется в следующих его разновидностях (подстилях): собственно научный, научно-учебный, научно-популярный, научно-деловой, научно-технический, научно-публицистический.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: