Стиль речи
| Сфера использования
| Адресат
| Цель текста
| Характерные
особенности
| Речевые жанры
|
Разговорный
| Бытовое общение, непринуждённая обстановка
| Хорошо знакомый человек
| Общение, поддержание
личных связей
| -неофициальность,
непринуждённость
общения
- неподготовлен-
ность речи, её авто-матизм
-эмоциональность
речи
-устная форма
общения преобла-
дает
| Дружеская беседа, частный
разговор,
личные
записки, частные
письма
|
Научный
1.Академический
2.Научно- попу-
лярный
3.Учебно-научный
|
Наука, образование, просвещение
|
1.Специалисты в данной научной области
2.Широкий круг читателей – неспе-
циалистов
3.Учащиеся
|
1.Сообщение научных фактов и их объяснение
2.Популяриза-ция научных
знаний
3.Изложение основ наук
|
-точность
-научная объективность
- обобщенность и
логичность
- безэмоциональ-
ность
- обезличенность
|
Научная статья, доклад, диссертация,
монография, учебник
|
Официально – деловой
1.Официально-документальный
2.Официально-канцелярский
3.Обиходно- дело-вой
| 1.Государ-
ственные документы
- сфера законодатель-ства и администра-
тивно-правовая дея-
тельность))
2 Делопроизводство
3.Личные документы
граждан
| Граждане и организации,
вступающие в деловые
отношения
| сообщение,
информирование,
управление
| -точность форму-
лировок
- официальность
тона (неличный
характер деловой
речи)
- особая стандарт-
ность речи
-предписывающий характер изложе-ния
| 1.Законы, акты
государствен-
ного значения
2.Постановле-ния, резолю-ции, инструк-ции,протоко-лы, акты,
3.Справки, заявления, рас-писки и т. д.
|
Публицистичес-кий
| Политика, средства массовой информа-
ции
| Широкие слои общественности
| Информирование, воздействие
| - выразитель-ность, экспрес-сивность изложе-ния (страстность, эмоциональность)
- открытая оценоч-
ность речи
- ярко выраженное
авторское отноше-ние
| Статья, очерк, эссе, репортаж, фельетон, ин-
тервью, ораторская речь
|
Художественный
(стиль художественной
литературы)
| Художественная литература
| Читатели
| Эстетическое воздействие
на читателя через
создание целостного
мира образов
| -образность
- эмоциональность
- конкретность
-использование возможноcтей
разных стилей
| повесть, рас-сказ, роман, стихотворение, поэма, драма, трагедия, ко-медия и т.д
|
Стиль речи
| Языковые особенности
|
Разговорный
| 1.Преобладает нейтральная и разговорная лексика.
2.Эмоционально- экспрессивная, оценочная лексика и фразеология.
3.Преобладают слова с конкретным значением.
4.Существительные с суффиксами оценки, оценочные прилагательные и глаголы.
5.Частое употребление личных местоимений, междометий, частиц, притяжательных при-
лагательных.
6.Упрощённость синтаксиса, отсутствие причастных, деепричастных оборотов
7.Односоставные предложения разных типов.
8.Неполные предложения.
9.Обращения, вводные и вставные конструкции.
10.Свободный порядок слов.
11.Часто встречаются побудительные, вопросительные, восклицательные предложения
|
Научный
| 1.Широкое использование научной терминологии.
2.Употребление слов в прямых значениях.
3.Преобладание абстрактной лексики.
4.Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств (за исключением научно-популярного стиля).
5.Доминирование существительных со значением признака, движения, состояния (в том числе отглагольных)
6.Незначительное число глаголов, в основном связки.
7.Преобладание форм настоящего времени (формы 1 и 2 лица почти не используются)
8.Частое употребление кратких причастий и прилагательных
9.Употребление цифрового обозначения числительных.
10.Употребление сокращений.
11.Употребление производных предлогов
12.Усложнённость синтаксиса: обособления разных видов (вводные слова, обособленные обороты, уточняющие члены) и сложные предложения.
13.Сказуемое часто выражено существительным или прилагательным
14.Предочтительнее прямой порядок слов.
|
Официально- деловой
| 1.Клише, речевые штампы, канцелярская лексика
2.Употребление слов в прямых значениях
3.Сложные слова, аббревиатуры (точное название учреждений, организаций)
4.Отсутствие образных, эмоционально-оценочных слов
5.Преобладание существительных, в том числе отглагольных
6.Обилие конструкций сущ. + сущ. Р.п.
7.Использование отымённых предлогов и союзов
8.Употребление глаголов
- несовершенного вида (в уставах, законах, договорах)
-совершенного вида (в актах, протоколах, распоряжениях)
9.Усложнённость синтаксиса: однородные ряды и обособления разных видов
10.Повествовательные предложения со страдательными оборотами
|
Публицистический
| 1.Общественно-политическая лексика и терминология
2.Характерные клише и речевые стереотипы
3.Экспрессивно-оценочная лексика и фразеология
4.Разговорные языковые средства
5.Образные средства языка
6.Обилие существительных с иноязычными суффиксами, приставками (анти-, -изм-, де-, -изаци-)
7.Широкое использование вопросительных и усилительных частиц
8.Употребление повелительного наклонения глаголов
9.Употребление градационных союзов и союзных сочетаний
10.Экспрессивный синтаксис (риторические вопросы, восклицания, антитеза, повторы и распространённые предложения, инверсия, парцелляция и др.)
11.Побудительные восклицательные предложения
|
Художественный
| Использование всех выразительных средств фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса
|