Задание 4. Дайте стилистическую оценку различным приемам усиления речевой экспрессии в приведенных примерах из литературы

Дайте стилистическую оценку различным приемам усиления речевой экспрессии в приведенных примерах из литературы. Определите понятия плеоназма, тавтологии, повторения слов как речевую ошибку (приведите примеры из материалов СМИ) и как стилистический прием.

1. Богат и знатен Кочубей. Довольно у него друзей. Свою омыть он может славу. Он может возмутить Полтаву; внезапно средь его дворца он может мщением отца постигнуть гордого злодея; он может верною рукой вонзить... но замысел иной волнует сердце Кочубея. (П.).

он может – синтаксический повтор

2. Все перессорились: дворяне у нас живут между собой, как кошки с собаками; купцы между собою, как кошки с собаками; мещане между собой, как кошки с собаками; крестьяне между собой, как кошки с собаками. (Г.).

как кошки с собаками – синтаксический повтор

3. Возвращение сына взволновало Николая Петровича. Он лег в постель, но не загасил свечки и, подперши рукою голову, думал долгие думы. (Т.).

подперши рукою – плеоназм, избыточное уточнение

думал думы – тавтология, устойчивое сочетание.

4. А ночи темные, теплые, с лиловыми тучками были спокойны, спокойны. Соннобежал и струился лепет сонных тополей (Бун.).

спокойны – лексический повтор

бежал, струился - плеоназм

сонно, сонных – тавтология

5. Варвара крикомкричит... А сама - реву, сердце дрожмядрожит - шуткишутить затеял!" (М.Г.).

крикомкричит, дрожмядрожит, шуткишутить – примеры тавталогии, представляющие собой устойчивые сочетания.

Тавтоло́гия (др.-греч. ταυτολογία от ταυτο то же самое и λόγος — речь) — риторическая фигура, представляющая собой повторение одних и тех же или близких по смыслу слов. Часто имеет видимость ненужного повторения. Особенно часто название «тавтология» применяется там, где имеет место повторение однокоренных слов. От плеоназма тавтология отличается тем, что необоснованна не только с логической, но и с эмоциональной точки зрения. Плеоназм — «abundans super necessitatem oratio» (Квинтилиан) — грешит только против краткости. С точки зрения необходимости, о которой говорит Квинтилиан[источник?], действительно достаточно сказать: «им не воротиться», не прибавляя «им назад не воротиться», как сделал В. А. Жуковский,но это прибавление усиливает поэтическую сторону речи, увеличивает её выразительность. Наоборот, тавтология ничего не прибавляет, и повторяет без какой-либо цели. Тавтология есть излишний плеоназм. У древних греков тавтология называлась периссологией (др.-греч. περισσος - лишний) и баттологией (от имени киренейского царя Батта, заики, повторявшего слова).

Плеона́зм (от др.-греч. πλεονασμός — излишний, излишество) — оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста — а также само языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование.

Термин плеоназм пришёл из античной стилистики и грамматики. Античные авторы дают плеоназму различные оценки. Квинтилиан, Донат, Диомед определяют плеоназм как перегруженность речи излишними словами, следовательно как стилистический порок. Напротив, Дионисий Галикарнасский определяет эту фигуру как обогащение речи словами, на первый взгляд излишними, но в действительности придающими ей ясность, силу, ритмичность, убедительность, пафос, неосуществимые в речи лаконической.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: