Тип государства -это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации.
Типология государства — это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов:
1)формационном
2)цивилизационном.
В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право.
В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства:
1)рабовладельческий,
2) феодальный,
3)буржуазный,
4)социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и прафеодализм).
Достоинства данной типологии:
1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.
Слабые стороны:
1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы;
2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).
В рамках цивилизационного подхода основными критериями как раз выступают духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков.
В зависимости от них выделяют следующие цивилизации:
| Цивилизация (концепция Н.Я. Данилевского) | |
| |
египетская | |
китайская | |
ассирийско-вавилонская, халдейская, или древнеселитская | |
индийская | |
иранская | |
еврейская | |
греческая | |
римская | |
новоселитская (аравийская) | |
германо-романская (европейская) | |
| Цивилизация (концепция А. Дж. Тойнби) | ||
| египетская | ||
| китайская | ||
| западная | ||
| православная | ||
| арабская | ||
| мексиканская | ||
| иранская | ||
| сирийская | ||
| дальневосточная и др. | ||
| Цивилизация (этническая концепция А. Н. Гумилева) | ||
| Фаза подъема (резкий рост всех видов активности, «завоевание места под солнцем» | ||
Фаза акматическая (наивысшее напряжение пассионарности, погашаемое подчас за счет внутренних конфликтов) | ||
Фаза надлома (рост числа сверхпассивных сограждан, острые конфликты внутри этнической системы) | ||
Фаза инерции (укрепление государственной власти, интенсивное накопление материальных и культурных ценностей) | ||
Фаза обскурации (формирование общества потребления, предшествующего гибели этнической системы) | ||
Фаза регенерации (возможное возрождение этнической системы за счет пассионарных окраин) | ||
Достоинства данной типологии:
1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;
2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств.
египетская
китайская
ассирийско-вавилонская, халдейская, или древнеселитская
еврейская
новоселитская (аравийская)
Фаза акматическая (наивысшее напряжение пассионарности, погашаемое подчас за счет внутренних конфликтов)
Фаза надлома (рост числа сверхпассивных сограждан, острые конфликты внутри этнической системы)
Фаза регенерации (возможное возрождение этнической системы за счет пассионарных окраин)