Тип государства -это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации.
Типология государства — это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов:
1)формационном
2)цивилизационном.
В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право.
В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства:
1)рабовладельческий,
2) феодальный,
3)буржуазный,
4)социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и прафеодализм).
Достоинства данной типологии:
1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
|
|
2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.
Слабые стороны:
1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы;
2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).
В рамках цивилизационного подхода основными критериями как раз выступают духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков.
В зависимости от них выделяют следующие цивилизации:
Цивилизация (концепция Н.Я. Данилевского) | |
египетская | |
китайская | |
ассирийско-вавилонская, халдейская, или древнеселитская | |
индийская | |
иранская | |
еврейская | |
греческая | |
римская | |
новоселитская (аравийская) | |
германо-романская (европейская) | |
Цивилизация (концепция А. Дж. Тойнби) | ||
египетская | ||
китайская | ||
западная | ||
православная | ||
арабская | ||
мексиканская | ||
иранская | ||
сирийская | ||
дальневосточная и др. | ||
Цивилизация (этническая концепция А. Н. Гумилева) | ||
Фаза подъема (резкий рост всех видов активности, «завоевание места под солнцем» | ||
Фаза акматическая (наивысшее напряжение пассионарности, погашаемое подчас за счет внутренних конфликтов) | ||
Фаза надлома (рост числа сверхпассивных сограждан, острые конфликты внутри этнической системы) | ||
Фаза инерции (укрепление государственной власти, интенсивное накопление материальных и культурных ценностей) | ||
Фаза обскурации (формирование общества потребления, предшествующего гибели этнической системы) | ||
Фаза регенерации (возможное возрождение этнической системы за счет пассионарных окраин) | ||
Достоинства данной типологии:
|
|
1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;
2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств.