Самостоятельной работы студентов

Данный учебно-методический комплекс дисциплины «Трудовое право» ориентирован на ознакомление с основными теоретическими положениями данной отрасли российского права, нормами трудового законодательства, знание которых входит в соответствующий образовательный стандарт.

В процессе изучения дисциплины «Трудовое право» у студентов должны быть сформированы знания по теоретическим основам трудового права, формированию системы правовых отношений; знания основных правовых норм, регулирующих отношения субъектов трудового права.

Курс «Трудовое право» является базовой дисциплиной, традиционно делящейся на несколько частей. В первой части – Общая часть – изучаются положения о трудовом праве, о трудовом законодательстве, о трудовом правоотношении, о субъектах, о социальном партнерстве, коллективных договорах и соглашениях. Во второй части трудового права – Особенной части – изучаются институты трудового права: трудовой договор, рабочее время, время отдыха, оплата труда, гарантии и компенсации, дисциплина труда, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников, охрана труда, материальная ответственность сторон трудового договора, защита трудовых прав и свобод, индивидуальные и коллективные трудовые споры. В третьей части трудового права – Специальной части – рассматриваются особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

Курс «Трудовое право» целесообразно изучать последовательно по разделам (темам), руководствуясь данным учебно-методическим комплексом. Процесс изучения дисциплины включает следующие виды занятий: лекции, семинарские (практические) занятия, самостоятельная работа.

Особенности изучения дисциплины «Трудовое право»:

1) для изучения данной дисциплины студенты должны обладать знаниями по дисциплинам: теория государства и права, гражданское право, конституционное (государственное) право России;

2) при изучении каждой темы студент должен придерживаться следующего порядка: изучение теоретического материала – выполнение практических заданий – выполнение контрольных и самостоятельных работ;

3) переход к изучению новой темы возможен только в случае выполнения всех заданий предыдущих разделов.

При изучении курса «Трудовое право» студенты должны освоить основные положения трудоправовой науки, а ознакомлением материалов судебной практики и решением задач в процессе подготовки к семинарским занятиям закрепить полученные знания. Студенты должны научиться толковать нормы действующего трудового законодательства, анализируя их содержание применительно к конкретным жизненным ситуациям. Это возможно лишь на базе глубокого знания теоретического материала. Выполнение практических заданий дает возможность проверить теоретическую подготовку студента, степень усвоения им основных правовых институтов и категорий действующего законодательства, которое в настоящий период развития отличается высоким уровнем динамичности.

И поэтому главным в изучении трудового права является не запоминание и воспроизведение правовых норм, а освоение основных понятий, категорий и конструкций.

Одна из главных задач студентов - научиться ориентироваться в широком круге нормативного материала: следить за новейшим законодательством и оценивать его преимущества, сопоставляя с ранее действовавшем и т.д.

Студентам необходимо также научиться работать над специальной литературой и высказывать собственные суждения по тем или иным позициям ученых, делать анализ, предвидеть к каким правовым последствиям могут привести те или иные изменения в законодательстве, проведенные на основе этих позиций.

Учебным планом предусмотрены лекционные и семинарские (практические) занятия, значительную часть материала студенты изучают самостоятельно.

Общаясь с преподавателем на лекциях и семинарских (практических) занятиях, студент может задавать вопросы, возникшие у него в процессе самостоятельного изучения материала, устранить появившиеся сомнения в правильности усвоения того или иного понятия. Для этого следует явиться к преподавателю в установленные официально часы консультации.

Задачами занятий являются развитие у студентов навыков самостоятельной работы с учебной литературой и нормативными актами; грамотного и логически-последовательного изложения изученного материала; анализа правовых норм путем их толкования применительно к конкретным жизненным ситуациям. Для достижения поставленных задач надо серьезно относиться к подготовке занятий. Начать рекомендуется с ознакомления с темой по учебнику, затем проанализировать нормативные акты. Дополнительно рекомендованные источники изучаются на выбор по желанию студента. Некоторые из рекомендованных работ (по указанию преподавателя) студент должен изучить с составлением краткого конспекта. Для более глубокого усвоения материала по темам, вынесенным на семинарские занятия, студенту предложен перечень вопросов самоконтроля.

По окончании первого семестра изучения дисциплины студенты сдают зачет по изученным темам курса. По окончании второго семестра – экзамен по курсу. К сдаче зачетов и экзаменов допускаются только те студенты, которые выполнили учебный план, не имеют пропусков лекций и семинарских (практических) занятий, а также неудовлетворительных ответов и отказов от ответов на семинарских (практических) занятиях.

Процесс изучения курса целесообразно строить в нескольких направлениях - теоретическом, практическом, публичном. Теоретическое изучение предполагает:

• быть внимательным на лекциях преподавателя;

• прочитать указанную в УМК основную литературу, имея при этом в виду, что изучение темы по учебникам, различным комментариям требует соотношения ее содержания с теми проблемами, которые освещал преподаватель; студенту необходимо письменно изложить спорные вопросы, дать свою правовую аргументацию для представления их к обсуждению и разрешению на семинарских занятиях либо на консультации;

• приступая к изучению темы или раздела учебника рекомендуется прочитать его целиком, чтобы понять основную мысль автора; перечитывая, сосредоточиться на основных, ключевых вопросах темы, которые внести в краткий конспект;

• изучить нормативные акты по теме: Трудовой кодекс РФ, федеральные законы, подзаконные акты РФ; соответствующие проблеме постановления Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ и пр.

Практическое изучение включает:

• участие в семинарских занятиях, где требуется дополнительная теоретическая и практическая подготовка - тезисное конспектирова­ние ответов на задачи и вопросы, указанные к теме семинара;

• предварительное изучение научной литературы (основной, а также учебных пособий, монографий, статей и др.) по теме семинара; активное участие в семинарских занятиях по решению практических ситуаций;

• участие в проведении тематических «деловых игр», предлагаемых преподавателем;

• возможность использовать посещение занятий по тематике, дисциплины проводимых для судей на факультете повышения квалифика­ции РАП (по указанию преподавателя);

• составление процессуальных документов на основе положений действующего законодательства в период между семинарскими занятиями;

• подготовку и сдачу зачета и экзамена с использованием своих конспектов, предполагает самостоятельность работы по отработке вопросов курса гражданского права, выносимых на зачет и экзамен.

Публичное изучение дисциплины предполагаетнепременные публичные выступления студента.

Основные виды учебных занятий: лекции, практические (семинарские) занятия, консультации. Завершается изучение дисциплины экзаменом.

В понятие аудиторных занятий входят лекции, практические занятия, консультации.

В планах семинарских занятий предлагаются темы, обязательные, для изучения. Каждая тема снабжена перечнем основных вопросов и списком литературы. Выполнение заданий призвано способствовать развитию у студентов аналитического мышления, умения самостоятельно работать с нормативными актами, систематизировать полученные знания. Для выработки у обучающихся практических навыков преподаватель по своему усмотрению предлагает им решить задачи, представляющие собой конкретные дела из практики судов. Студент должен дать теоретический анализ ситуации и судебное решение дела. При подготовке к занятиям студент не должен ограничиваться списком литературы, указанной в пособии, а осуществлять ее самостоятельный поиск. Преподавателям могут разнообразить формы занятий, организовывать деловые игры, контрольные работы в форме тестирования, поручать студентам подготовку докладов и рефератов по гражданскому праву, устраивать выездные занятия (в суд, в юридический отдел предприятия, в юридическую консультацию и т.п.).

В качестве форм контроля занятий используются:

- устные опросы;

- проверка самостоятельной работы;

- зачет по результатам семестра;

- экзамен по результатам изучения курса.

Совокупная оценка за курс складывается из следующих основных показателей:

1) отработанность темы:

- посещение занятий и участие в дискуссии;

- самостоятельная работа;

2) зачет по результатам семестра;

3) экзамен по результатам изучения курса.

Под самостоятельной работой понимается работа студента в виде подготовки к семинарским (практическим) занятиям, к зачетам и экзаменам, при написании курсовых и дипломных работ. Данный учебно-методический комплекс по дисциплине «Трудовое право» ориентирован на активизацию деятельности студентов в части самообразования, что соответствует современным тенденциям российского юридического образования. В него включены материалы для изучения основных тем дисциплины, по каждой из которых предлагаются: развернутый перечень вопросов для изучения; задания для контрольной работы, выполнение которой позволит акцентировать внимание на ключевых аспектах изучаемой темы, а также обобщить и закрепить полученные знания по теоретическим вопросам темы; список литературы; список основных нормативных правовых актов по теме и официальные акты высших судебных органов и судебной практики.

В ходе самостоятельной работы студентам необходимо разбираться с изучаемым вопросом, используя учебники (смотри список основной литературы) и материалы лекций. Для подготовки докладов к семинарским занятиям или для углубления знаний по той или иной теме целесообразно воспользоваться дополнительной литературой (смотри список дополнительной литературы).

При этом следует обратить внимание на то, чтобы используемая информация была актуальна и достоверна.

К видам самостоятельной работы в рамках обучения по данной дисциплине относятся:

- поиск и изучение существующих доктринальных материалов в рамках курса;

- поиск и изучение нормативных правовых актов, в том числе с использованием электронных баз данных;

- поиск и изучение материалов судебной практики по каждой теме курса;

- анализ изученных материалов.

Важнейшей самостоятельной работой студентов является подготовка к семинарским и практическим занятиям. В процессе данной работы студенты должны изучить рекомендованную литературу, нормативные акты, руководящие положения высших судебных органов, а также исследовать основные вопросы судебной практики. Список литературы приведен в настоящем комплексе. Однако студентам необходимо иметь в виду, что предлагаемые по каждой теме перечни литературы, а также нормативных правовых актов не являются исчерпывающими. В настоящее время идет процесс реформирования трудового законодательства, который сопровождается пересмотром отдельных теоретических концепций трудового права. Поэтому при изучении данного курса необходимо систематически знакомиться с вновь принимаемыми нормативными актами в сфере труда, а также со статьями в периодических журналах «Трудовое право», «Вопросы трудового права», «Кадровик. Трудовое право для кадровика», «Справочник кадровика», «Трудовые споры» и др. Кроме того, рекомендуется следить за формированием правоприменительной, в том числе судебной, практики. С этой целью следует пользоваться справочными правовыми системами «Гарант», «Консультант плюс», использовать такие издания, как «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Вестник Конституционного Суда РФ», и материалы сети Internet.

Творческая работа студентов предполагает: написание рефератов, курсовых работ, участие в деловых и ролевых играх и научных студенческих конференциях. Возможно выступление с докладами по интересующей теме.

Сочетание самостоятельной работы с иными видами учебной деятельности (лекции, семинары, консультации, подготовка рефератов, курсовых и др.) способствует формированию профессионального правового сознания, общему развитию личности юриста.

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса:

- составление таблиц, схем по отдельным темам курса;

- подготовка проектов договоров, кадровых документов (приказов, распоряжений);

- обобщение материалов судебной практики по определенным темам;

- подготовка к проведению ролевой игры;

- подготовка для обсуждения дискуссионных вопросов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: