1. Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Конфликтология как наука и ее место в системе наук. Предмет конфликтологии.
- Конфликт как социальный феномен общественной жизни. Роль конфликта в общественном развитии
- Философское понимание конфликта: жизнь человека как борьба и сотрудничество.
- Социологическое понимание конфликта: конфликт и консенсус как базовые модели развития общества.
- Эволюция научных воззрений на конфликт в истории социальной мысли.
- Научные воззрения на конфликт в эпоху античности
- Особенности понимания конфликта в средневековье.
- Понимание конфликта в эпоху нового времени.
- Современные концепции конфликта (ХХ век)
- Понятие конфликта. Социальный конфликт.
- Типология конфликтов.
- Структура конфликта. Источники и причины возникновения конфликтов.
- Объект и границы конфликта.
- Особенности восприятия и искажения конфликтной ситуацтии.
- Динамика развития конфликта. Стадии развития конфликта.
- Баланс сил и его изменения в ходе конфликта.
- Особенности стадии завершения конфликта.
- Способы разрешения конфликта. Конструктивные и деструктивные последствия конфликтов.
- Социальные функции конфликтов. Конструктивные и деструктивные функции конфликтов.
- Основные стратегии поведения в конфликте. Концепция Томаса – Киллмена.
- Специфика внутриличностного конфликта. Особенности переживания внутриличностного конфликта.
- Типология внутриличностных конфликтов.
- Последствия внутриличностных конфликтов.
- Конфликтная природа человеческой психики (психоаналитические концепции)
- Постфрейдистские теории внутриличностного конфликта (Адлер, Фромм, Юнг)
- Межличностный конфликт. Специфика межличностных конфликтов.
- Особенности межличностных конфликтов. Причины и взаимосвязь с внутриличностными и групповыми конфликтами.
- Коммуникативные основы межличностного конфликта. Барьеры непонимания.
- Индивидуальные особенности личности как основа межличностного конфликта.
- Ролевые конфликты: внутриличностный и межличностные аспекты.
- Конфликт с точки зрения трансактного анализа (Э.Берн)
- Специфика межгрупповых конфликтов. Конфликт «группа-группа».
- Специфика конфликта между личностью и группой. Личность и группа: идентификация, принадлежность, лидерство.
- Конфликты в организациях. Источники и типология организационных конфликтов.
- Специфика конфликтов в организациях. Причины организационных конфликтов и способы их разрешения.
- Конфликт в организации между руководителями и подчиненными.
- Способы разрешения конфликтов в организациях.
- Принципы управления конфликтом.
- Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов.
- Семейные конфликты. Причины возникновения, типология и структура семейных конфликтов. Функции конфликтов в семье.
- Нормативные семейные кризисы как основа семейных конфликтов.
- Нарушение коммуникации как основа семейных конфликтов. Двойные ловушки. Теория коммуникации В.Сатир.
- Причины и способы разрешения супружеских конфликтов в понимании К.Левина.
- Политические конфликты. Их причины и особенности.
- Типы политических конфликтов и способы их разрешения.
- Межкультурные и этнические конфликты. Их специфика и предотвращение.
- Типы этнических конфликтов и способы их разрешения.
- Переговоры как способ управления конфликтом. Стили ведения переговоров.
- Особенности и специфика позиционного торга.
- Правила ведения переговоров, направленных на сотрудничество.
- Принципиальные переговоры. Подход Фишера и Юри в понимании принципов ведения переговоров.
- Информационная и психологическая подготовка к переговорам. Этапы ведения переговоров.
- Понятие третьей стороны в урегулировании конфликта. Судебное посредничество и медиация. Преимущества медиации.
- Специфика конфликтов в больших группах.
- Роль посредника в конфликте. Медиация. Правила поведения медиатора.
- Этические аспекты деятельности конфликтолога. Задача конфликтологической консультации.
2.Примерные темы контрольных работ
|
|
|
|
(предусмотрены для заочной и сокращенной форм подготовки)
Контрольная работа включает 2 задания:
1)Разработать кейс: подобрать из художественной литературы, прессы и ли придумать описание конфликтной ситуации и составить к ней вопросы для обсуждения
2)анализ любого конфликта, описанного в художественной литературе
(структура конфликта) по следующей схеме: