Открытая стадия

- Конфликт очевиден для всех участников конфликта. В дело могут вступать рефлексивные игры.

- Действия участников становятся практическими, они приобретают внешнюю форму (включая использование средств массовой коммуникации, действия по захвату спорного объекта, угрозы, насилия и т.д.).

- О конфликте осведомлены третьи стороны, которые в разной степени влияют на его ход.

Последовательно происходит разрастание первоначальной проблемы. От деталей конкретного конфликта участники переходят к сомнительным обобщениям. Возникает атмосфера неуправляемости ситуации, нарушается разумный диалог. Но и открытая стадия конфликта когда-то исчерпывает себя. Разберемся в понятиях «завершение» и «разрешение» конфликта.

Завершение конфликта. Все конфликты изменчивы, не похожи друг на друга, поэтому нет единой системы их завершения. Конфликт может быть:

- исчерпан и разрешен примирением сторон;

- прекращен ввиду выхода из него одной из сторон, либо ее уничтожением;

- развитие конфликта может быть пресечено, либо конфликт может быть прекращен в результате вмешательства третьей стороны;

Завершение конфликта – прекращение действий всех противоборствующих сторон, независимо от причин, по которым это произошло. Это более широкое понятие, чем разрешение конфликта.

Разрешение конфликта – то или иное положительное действие участников, прекращающее противоборство мирными или силовыми методами.

Для этой ситуации характерны следующие события:

- Намечаются тенденции к нормализации конфликта и его ликвидации (победа одной из сторон, истощение ресурсов и т.п.).

- Эпизодические вспышки противостояния; агрессивные настроения подогреваются воспоминаниями о причиненных друг другу бедах и зле.

- Постепенно вызревает решения предметной проблемы. Нормализуется эмоционально-волевая сфера взаимодействия.

На этой стадии завершения противоборства возможны самые различные ситуации, которые побуждают обе стороны или одну из них к прекращению конфликта. К таким ситуациям относятся:

- явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство;

- очевидная бесперспективность продолжения конфликта и ее осознание его участниками. Эта ситуация связана с убеждени­ем, что дальнейшая борьба не дает преимуществ ни одной из сторон и конца края этой борьбе не видно;

- обнаружившееся преобладающее превосходство одной из сто­рон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю;

- появление в конфликте третьей стороны и ее способность, и желание прекратить противоборство.

С названными ситуациями связаны и способы завершения конф­ликта, которые могут быть также весьма разнообразны. Наиболее типичные из них следующие:

1) устранение (уничтожение) оппонента или обоих оппонентов противоборства;

2) устранение (уничтожение) объекта конфликта;

3) изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта;

4) участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения;

5) обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи;

6) переговоры как один из наиболее эффективных и часто встре­чающихся способов разрешения конфликта.

По своему характеру завершение конфликта может быть:

1) с точки зрения реализации целей противоборства:

победоносным,

• компромиссным,

• пораженческим;

2) с точки зрения формы разрешения конфликта:

мирным,

• насильственным;

3) с точки зрения функций конфликта:

• конструктивным,

• деструктивным;

4) с точки зрения эффективности и полноты разрешения:

полностью и коренным образом завершенным,

• отложенным на какое-либо (или неопределенное) время.

Следует отметить, что понятия «завершение конфликта» и «раз­решение конфликта» не тождественны. Разрешение конфликта есть частный случай, одна из форм завершения конфликта, и выражает­ся в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками конфликта или третьей стороной. Но помимо этого формами завершения конфликта могут быть:

• затухание (угасание) конфликта,

• устранение конфликта,

• перерастание конфликта в другой конфликт.

Конфликт, как и любое социальное явление, не может длиться вечно, тем не менее, его нельзя пускать на «самотек». Существует реальная опасность срастания социального конфликта с другими конфликтами и это способно полностью разрушить социальную систему.

Конфликтная ситуация включает в себя три стадии: предконфликт, конфликт и постконфликтную ситуацию, которые представ­лены шестью этапами. Это последовательная смена процессов и событий, каждый из которых характеризуется определенными при­знаками, элементами, связями и отношениями, усиливающими или ослабевающими социальную напряженность.

Выделяя конфликт как этап в конфликтной ситуации, мы тем самым обращаем внимание на то, что во многих конфликтных си­туациях может отсутствовать этап конфликта, тогда конфликтная ситуация приобретает хронический, затяжной характер.

Первый этап - зарождение. Характеризуются аморфностью, всеобщностью и включенностью во все многообразные отношения между субъектами. Противоречие на этом этапе существуют по­тенциально. Они заключены в разных и даже противоречивых цен­ностях, нормах, потребностях, знаниях и т.д. На этом этапе есть точки отсчета, вокруг которых в дальнейшем может развиваться конфликт. Это - общий интерес, новые связи, отношения, общее пространство и т.п. Поэтому, любой человек является потенциаль­ным противником в будущем конфликте. Первый этап объединяет всех людей, его характеризуют:

- аморфность и повсеместность;

- неосознанные психологические напряжения между людьми;

- наличие многообразных противоречий;

- совместная деятельность, проживание, временные контакты;

- общность интересов и т.д.

Второй этап - созревание. Из многообразных связей и отно­шений субъект начинает выбирать те, на которые центрируются принятие или непринятие чего-либо. Это может быть работа, секс, форма поведения, деньги, власть, процесс познания и т.д. Назовем «это» - конфликтегеном. Конкретно выделяется субъект как носи­тель той или иной притягательности или отталкивания и вокруг не­го начинает концентрироваться определенная информация. Идет поиск людей, симпатизирующих или не симпатизирующих кон­кретной группе или человеку.

Второй этап характеризуется:

- выделением конкретного оппонента;

- накапливанием определенной (негативной) информации о субъекте;

- четким выделением сферы конфликтной ситуации (семья, работа, дружба и проч.);

- концентрацией групп сторонников и противников, ценност­но-ориентированных представителей оппозиции;

- усилением и осознанием психологического напряжения ме­жду оппозициями (эмоции, разговоры, оценки, взгляды, чувства).

Третий этап - инцидент. Часто перед этим этапом происходит некоторое «затишье», выжидание. Выделяются позиции «провока­тора», «жертвы», «судьи», «базарной бабы», «борца за справедли­вость» и др. Как бы осторожно ни вела себя оппозиция, повод для инцидента найдется. Это может быть все, что угодно: «не таким то­ном сказано», «не так взглянул», «не предупредил» или, наоборот, «покритиковал», или «промолчал» - все это лишь «зацепка». Сам инцидент является мелким камушком, который может вызвать об­вал, проводя в действие всю мощь «горной породы». Фиксация инцидента не позволяет увидеть основные противоречия и предмет конфликта между субъектами. Однако он является отправной точ­кой для столкновения. Ситуация созрела для открытого предъявле­ния позиций и начинается столкновения, т.е. собственно конфликт.

Четвертый этап - столкновения (конфликт). Это открытое предъявление противоречий. Этот этап можно сравнить со взры­вом, в результате которого на поверхность выбрасывается как «пустая порода», так и «ценная». Прямое столкновение проявляется во всех отношениях: эмоционально-психологическом, физическом, политическом, экономическом и т.д. Требования, претензии, обви­нения, эмоции, стрессы, скандалы захватывают субъектов в борьбе, противосиянии и конфронтации. На сколько субъекты могут отде­лить «ценную породу» от «пустой» зависит от того, по какому пути пойдет конфликт: рациональному или иррациональному. Этот этап характеризуется:

- ярко выраженными оппозициями;

- выделением предмета конфликта, осознанного субъектами;

- появлением третьей стороны (наблюдателей, групп под­держки и пр.);

- определением масштаба и границ конфликтной ситуации;

- предъявлением средств управления и манипулирования субъектами в конфликте;

- появлением фактов, подтверждающих необходимость столк­новения;

- конфликт становится событием для окружающих, его видят, о нем говорят, к нему вырабатывается определенное отношение.

Пятый этап - развитие конфликта. Происходит изменение не­которых элементов и характеристик, которые присутствуют в кон­фликтной ситуации, а также факторов, оказывающих различное давление на конфликт. На этом этапе есть некоторые элементы, ко­торые не развиваются и не изменяются, т.е. наиболее статичны, по­стоянны:

- предмет конфликта;

- факты;

- базовые ценности;

- стратегические цели.

Элементы, которые часто изменяются:

- связи и отношения между субъектами (группами);

- интерпретация фактов;

- интересы и потребности;

- тактические задачи;

- представления о конфликте, субъектах, отношениях.

Основные элементы, которые могут быть заменены другими:

- смысловой контекст;

- позиции, роли;

- средства борьбы;

- социальные нормы, принципы взаимодействия;

-представления;

-тип мышления, реакции, чувства, эмоции.

Именно в этих динамических подвижках происходит развитие конфликта. Действия конфликтующих сторон в основном опреде­ляется этими подвижками.

Шестой этап - последствия. Они могут развиваться в двух направлениях. Первое - доминирование разрушительных процессов, второе - доминирование созидательных процессов.

С точки зрения этапов конфликтной ситуации необходимо от­метить, что часто конфликтующие стороны начинают осознавать ситуацию с третьего-четвертого этапов, когда конфликт созрел и многие процессы вышли из-под контроля, то есть субъекты нахо­дятся уже внутри конфликта и действуют в его логике: борьбы и противостояния, уничтожения и подавления.

Выделение этапов с описанием их основных характеристик позволяет увидеть, что это закономерный процесс развития конфликтной ситуации, без которого ни один конфликт не состоится. В то же время можно постулировать, что конфликтная ситуация без конфликта вполне возможна, как хроническая ситуация. До време­ни конфликтная ситуация и конфликты могут быть скоротечными или вялотекущими, но последовательность при этом сохраняется. Проведение диагностики на разных этапах конфликтной ситуации позволяет определить степень вмешательства в управление процессами, в зависимости от того, какие характеристики в них домини­руют.

При этом следует иметь в виду, что само осоз­нание причин потенциального конфликта в предконфликтной ситуации может быть как адекватным (правильным), так и неадекватным. В последнем случае конфликт не может быть устранен окончательно, ибо истинные при­чины конфликта рано или поздно дадут о себе знать, а задержка с разрешением конфликта может только усилить его остроту. Дей­ствительно, если, например, девиантное поведение нового работни­ка в организации вызывает на первых порах недоумение, то оно может быть объяснимо другими членами организации незнанием традиций и норм коллектива. И они могут определенное время на­деяться, что поведение новичка в скором времени будет отвечать общепринятым нормам. Но если на самом деле это девиантное пове­дение вызвано эгоистическими интересами человека, не совмести­мыми с интересами других членов организации, то рано или поздно предконфликтная ситуация перерастает в конфликт.

Неадекватное осознание проблемной ситуации может иметь дво­якого рода последствия. 1) Оно может способствовать сдерживанию, затягиванию возникновения открытого конфликта. Это происхо­дит, когда опасность проблемной ситуации недооценивается или преуменьшается. 2) Оно может способствовать форсированию на­ступления явного конфликта, его искусственному подталкиванию. Это случается тогда, когда опасность противоречий на стадии предконфликтной ситуации преувеличивается. Так, нелепая любовь» не замечает недостатков в предмете своей любви, а «слепая ревность», напротив, драматизирует самые незначительные недостатки.

Таким образом, адекватное и своевременное осознание и оценка предконфликтной ситуации является важнейшим условием наиболее оптимального разрешения предконфликтной ситуации и эффективным способом предотвращения возможного конфликта.

Правильное осмысление противоречий на этой стадии позво­ляет предпринять мерыпо их урегулированию еще до начала открытого конфликта.

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта, прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1. начальная фаза;

2. фаза подъема;

3. пик конфликта;

4. фаза спада.

Фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т.д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются.

               
 
 
       
 


Пик конфликта

Пик конфликта

Фаза спада

Фаза спада

Фаза подъема

Начальная фаза 1-й цикл 2-й цикл 3-й цикл

Соотношение фаз и этапов конфликта.

Фаза конфликта Этап конфликта Возможности разрешения конфликта (%)
Начальная фаза Возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации 92%
Фаза подъема Начало открытого конфликтного взаимодействия 46%
Пик конфликта Развитие открытого конфликта Менее 5 %
Фаза спада - Около 20%

В нашей жизни конфликтные ситуации возникают слишком часто. Если говорить, например, о работе руководителя, то 70-80% ее находится под гнетом скрытых и явных противоречий и противостояний, игнорирование которых приводит к конфликтам.

Существует два главных аспекта, на которые надо обращать внимание в разрешении конфликтных ситуаций.

Во-первых, это закономерности, по которым возникают и разгораются конфликты. Знание этих закономерностей позволяет ликвидировать конфликты в самом зародыше.

Второе важное направление - овладение техникой, приемами анализа ситуации, позволяющими докопаться до сути конфликта.

Анализ большого числа конфликтов показал, что конфликтующие, как правило, не могут сформулировать истинные причины конфликта, «зацикливаясь» на наиболее возмущающих их моментах, лежащих на поверхности и являющихся следствием более глубоких причин. Понятно, что лечение без диагноза обрекает на худший исход.

Первый аспект является основой профилактики конфликтов, второй - главным в их разрешении.

Литература

Основная литература:

1. Абрамова С.Г. Психологические механизмы управления, и о том, как их использовать. – М., 2002.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2003.

3. Бабосов Е.М. Конфликтология. Учебное пособие для студентов вузов. – Минск, 2000.

4. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. – М., 2003.

5. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. – ИНФРА-М., 2002. – 240с.

6. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта - М., 2006.

Дополнительная литература:

1.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений/Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 378 с.

2. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. СПб., 2005.

3. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М., 2001.

4. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина СПб., 2004.

5. Конфликтология / Сост. М.В. Цыбульская, Е.С. Яхонтова. – М., 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: