Все виды конфликтов, возникающие в различных системах трудовой организации, взаимосвязаны. Возникнув в одной системе отношений, конфликт затрагивает и другие, так как носителями всех видов отношений в организации являются одни и те же люди. Они как бы аккумулируют в общую «копилку» свои неудовлетворенности, создавая интегральный коэффициент социальной напряженности. Поэтому успех в деле предупреждения и разрешения конфликтов в организации во многом зависит от того, насколько точно и своевременно будут выявлены все источники роста социальной напряженности.
Социальная напряженность – особое эмоционально-психологическое состояние общественного сознания, специфическая ситуация восприятия и оценка действительности. Это отражение конфликтной ситуации в психологии людей.
Социальная напряженность характеризуется:
1. Распространением настроений неудовлетворенности существующей ситуацией.
2. Потерей доверия к власти, когда падает ее авторитет и власть авторитета, то есть появляется ощущение опасности.
|
|
3. Доминированием в общественном сознании пессимистических оценок будущего, распространением слухов и домыслов, которые усиливают эмоциональное возбуждение и массовое беспокойство.
4. Соответствующем проявлением на поведенческом уровне в стихийный бедствиях таких, как ажиотажный спрос на товары, демонстрациях, митингах и других формах гражданского неповиновения.
Для выявления источника роста социальной напряженности применяются различные методы и приемы.
Литература
Основная литература:
2. Абрамова С.Г. Психологические механизмы управления, и о том, как их использовать. – М., 2002.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2003.
4. Бабосов Е.М. Конфликтология. Учебное пособие для студентов вузов. – Минск, 2000.
5. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. – М., 2003.
6. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1983.
7. Вересов Н.Н. Формула противостояния. – М., 1998.
8. Вершинин М.С. Конфликтология. СПб., 2004.
9. Гительмахер Р.Б., Когаловская А.С., Марушкин Ю.Б. Конфликт: социально-психологический аспект. Иваново, 2005.
10. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М., 2003.
11. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2004.
12. Долгий путь российского пацифизма /Под ред. Т.А. Павловой - М., 1997.
13. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт: политологический анализ. Ростов-на-Дону, 1992.
14. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта – М., 2006.
Дополнительная литература:
1. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. СПб., 2005.
2. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М., 2001.
3. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина СПб., 2004.
|
|
4. Конфликтология / Сост. М.В. Цыбульская, Е.С. Яхонтова. – М., 2002.
5. Коузер Л.А. Основы конфликтологии. СПб, 2000.
6. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. – М., 1999.
7. Льюис Дж. Управление командой. Как заставить других делать то, что вам нужно. – СПб., 2004.
8. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М., 1996.
9. Паркер Г.М. Формирование команды. – М., 2002.
10. Рыбаков М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. Ярославль, 2003.
11. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное решение конфликтов. М., 2001.
12. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. – М., 2003.
13. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражений. – М., 1999.
Федеральная служба исполнения наказаний
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский юридический институт
Федеральной службы исполнения наказаний»
КАФЕДРА ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Г Л О С С А Р И Й ПО КУРСУ
«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»