В социальной жизни людей межличностные отношения играют важную роль.Психологический комфорт или дискомфорт в отношениях создают сами люди. Они либо загрязняют, разрушают атмосферу, либо позитивно изменяют ее так, чтобы установился благоприятный климат, способствующий личностному развитию и равноправному существованию сообществ людей в социуме.
Совершенно очевидно, что невозможно прожить жизнь, избежав разногласий, столкновений и конфликтов.
Конфликтология - отрасль обществознания и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах и динамики конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.
О ее необходимости заговорили сразу же после обнародования некоторых данных, показывающих, что орудия уничтожения, используемые в конфликтной ситуации, эволюционизируют куда быстрее, чем возможность человека контролировать эту ситуацию. Выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии К. Лоренц пришел к такому выводу: «Есть все основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития». Однако мы не должны забывать, что конфликт есть нормальное жизненное явление. Не стоит принимать на веру миф о возможности всеобщей гармонии интересов.
|
|
Целью нашего занятия является обобщение знаний по основным проблемам возникновения и становления конфликтологии как относительно самостоятельной науки.
В первой части нашего занятия мы с вами вспомним основные определения: «конфликтология», «предмет конфликтологии», «методы конфликтологии», «задачи конфликтологии».
Вторая часть нашего занятия будет посвящена анализу основных концепций социального конфликта (Г. Зиммеля, М. Вебера, Л. Козера, Р. Дарендорфа). В конце занятия будет проведен небольшой тестовый контроль по данной теме.
Актуализация знаний, проверка усвоения учебного материала.
Фронтальная беседа.
1. Дайте определения: «конфликтология», «предмет конфликтологии».
2. Перечислите основные методы исследования конфликтов: методы изучения и оценки личности (наблюдение, опрос, тестирование), методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группах (наблюдение, опрос, социометрический метод), методы диагностики и анализа конфликта (наблюдение, опрос, анализ результатов деятельности, метод экспертного интервью), методы управления конфликтами (структурные методы, метод картографии). Охарактеризуйте их.