Пояснительная записка
Общие положения
Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
Курс «Психология конфликта» изучается студентами, обучающимися по специальности «Психология» (030300) в цикле общепрофессиональных дисциплин по выбору. Предлагаемый курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности психологии, уже имеющих базовые знания в области общей психологии, психологии общения, психологии личности и психологии управления.
Дисциплина читается на 4 курсе в 7 семестре. Форма игового контроля – зачёт.
Актуальность предлагаемого курса определяется взрывным ростом конфликтности во всех сферах социальной жизни современного общества, в т.ч. в России, где обнажились острейшие проблемы, связанные с переустройством общественной системы.
Для понимания и эффективного разрешения конфликтов необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и приобрести практические навыки поведения в конфликтных ситуациях.и политических сил, мнений и идей.
|
|
Обучение проводится в 7 семестре. В процессе обучения студенты осваивают теоретические знания и знакомятся с практическими способами управления конфликтами. Значительная часть лекционных и практических занятий отвечает современным требованиям практики в управлении и профилактике конфликтами в различных сферах социального взаимодействия. В курсе
такжерассматриваютсяпсихологическиеаспектысовременныхсоциальныхконфликтов –
национальных, политических, терроризма.
Цель и задачи изучения дисциплины
Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление о конфликтах как явлениях общественной и индивидуальной жизни людей, их значения в функционировании и развитии социума, его различных сфер, индивидов.
Задачи курса:
• раскрыть историю формирования и развития идей, и институционализации
конфликтологии;
• рассмотреть понятие, структуру, функции, виды конфликтов;
• представить динамику конфликта;
• раскрыть содержание управления конфликтами;
• рассмотреть особенности юридического (правового) конфликта;
• показать конфликты в жизни современного российского общества.
Особенностью изучения дисциплины является её практический характер, ориентация на самостоятельную и творческую работу студентов. Кроме того, данный курс позволяет систематизировать и переложить на новую предметную основу теоретические знания студентов в области общей психологии и психологии коммуникаций. В рамках данной дисциплины происходит закрепление практических умений студентов в проведении прикладных исследований и составлении исследовательских программ, осуществлении тренниговой работы в группах.
|
|
Развитие аналитических и рефлексивных способностей учащихся осуществляется в ходе оценки различных конфликтных ситуаций и решении практических прикладных задач.
Организация работы студентов дневного обучения в изучении дисциплины строится на основе аудиторной работы, самостоятельных и творческих заданий.
К концу курса студенты научаются психологически грамотно презентовать явления действительности в средствах массовой информации и давать обоснованную оценку презентациям других.
В завершении освоения данной дисциплины студент должен:
Студенты должны ЗНАТЬ
- основные психологические подходы к проблеме конфликта (методологические принципы, основные понятия, интерпретация конфликта, представители подходов, возможности управления). Студенты получают представление о социологической проблематике конфликта. Студенты должны знать современные подходы к управлению конфликтом, виды посредничества в конфликте, профессиональные требования к посреднику. Студенты должны знать специфику отдельных видов конфликтов.
Студенты должны УМЕТЬ
- осуществить психологический анализ конфликта,
- различать и осуществлять выбор профессиональной позиции в конфликте.
- Осуществлять посредническую деятельность в ситуации конфликта
- Владеть базовыми психотехниками поведения в конфликтной ситуации
- Разрабатывать рекомендации к регулированию конфлиетного взаимодейчтвия.
Студенты опробуют НАВЫКИ раздельной работы и совместного обсуждения с конфликтующими сторонами. Студенты получают представление и возможность развивать навыки мотивирования у частников к разрешению конфликта, навыки и умения управления эмоциями в конфликте, навыки работы с агрессией, манипуляцией, навыки и умения конструктивного ведения переговоров.