Научный стиль. Оформите титульный лист, лист оглавление и список литературы из 6 наименований для курсовой работы

  1. Оформите титульный лист, лист оглавление и список литературы из 6 наименований для курсовой работы.
  2. Составьте документ «План-график работы над курсовой работой».
  3. Сформулируйте основные правила сносок.
  4. Трансформируя предлагаемый материал (научная статья, приведите примеры различных вариантов оформления сносок.

Материал для работы

  Михайлюк Татьяна Михайловна г. Барнаул Алтайский государственный университет, социологический факультет, доцент кафедры социальных технологий, кандидат филологических наук, Сфера научных интересов: социокультурные аспекты трансляции культуры посредством рекламы

Социокультурные особенности брачной рекламы

Социокультурные основы брачной рекламы в современной России имеют глубокие исторические корни в трансляции культуры межличностных отношений, в которые традиционно входят брачные отношения и их реклама в западно-европейских странах. Социокультурные трансформации, происходящие во всей системе современной рекламы межличностных отношений находят свое яркое воплощение в российской брачной рекламе.

Межличностные отношения, включающие в том числе отношения между людьми стремящимися вступить в брак, создать семью, являются субъективно переживаемыми отношениями людей и обуславливаются обществом [1;3]. Сегодня эти отношения представляются сообществу в различных видах рекламы: телевизионной, печатной, Интернет-рекламе, в брачных объявлениях самых различных форм. Огромную роль в современном состоянии брачной рекламы в России играют социокультурые предпосылки и эволюция межличностных взаимоотношений людей в этой сфере в предшествующих общественных формациях. Известно, что социальные культуры Запада, как и культуры Востока, с которыми в ходе своего развития активно контактировала Россия, не были однород­ными и неизменными в плане развития брачных отношений: в ходе развития цивилизации они неиз­бежно влияли друг на друга и трансформировались[4]. Проблемы этих трансформаций и взаимопроникновение культуры межличностных отношений активно исследовались и исследуются сегодня в рамках структурно-функционального подхода в социологии и культурологии [5].

Известно, что в сфере межличностного общения людей любовная культура всех этносов формирует особую систему ценностей, запретов и правил, образцов поведения и опосредованно регулирует межличностные отношения, стиль и формы взаимодействия партнеров. Трансляция и усвоение культуры межличностного общения осуществляются в социуме различными традиционными способами: посредством воспитания, игры, языка, прямого подражания, копирования, в которых наиболее активно задействованы такие трансляционные механизмы культуры как: праздники, обряды, традиции, обычаи, аккумулирующие общепринятые и распространенные идеи, принципы, образцы брачного поведения, мышления и чувствования, входящие в структуру духовной культуры.

В образовании самобытности русской культуры межличностных брачных отношений ведущую роль играет геополитическое положение России как места, соединяющего Восток и Запад и определяющего характер её брачной культуры на стыке этих двух миров. Своеобразие русской брачной культуры в целом возникает из особенностей развившихся на её основе философии, религии, психологии, образующих единую совокупность, определяющую тип русской духовности, и особенности религиозного компонента в этой совокупности имеют особый удельный вес. Отношение к полу и сексу в православии отличалось и продолжает отличаться от отношения к ним в католициз­ме. Православие во мно­гом определило особенную внутреннюю устремленность к совершенству, веру во всемогущество идеи. По мнению самобытного русского философа Н.А. Бердяева, особый тип духовности русской культуры определялся глубинной потребностью во внутреннем богатстве души, внутренней духовной красотой, и отношениями человека и Бога [2]. Вместе с этим, в XX веке, а тем более в ХХI уже невозможно было сохранять традиции и принципы национальных культур России в неприкосновенности. Современные средства массовой информации и коммуникации сделали это принципиально неосуществимым, так как в настоящее время происходит активное взаим­ное влияние (взаимопроникновение) культур Запада и России и становятся особенно зримыми трансформации культуры брачных отношений в России в основном по западно-европейскому типу. Смена способа коммуникации в современном российском обществе происходит вследствие массовых культурных изменений в целом, изобретения и усовершенствования новой техники, что, в том числе, включает в себя и феномен трансформации брачной культуре как социокультурной коммуникации. Слияние двух богатейших культур, европейской и русской, включающей и мусульманскую на территории России, обусловило уникальность становления и развития её (российской) рекламы брачных отношений [10].

Как известно, резкое возрастание потребности в периодической печати, в особенности в газете, в связи с ускорением капитализации в России во второй половине XIX века, вызвало к жизни «новые» явления и в сфере брачного общения людей. В России массовая информация активно внедрилась в этот ранее неприкосновенный патриархальный процесс примерно через сто двадцать лет после западноевропейского опыта брачной рекламы с появлением российских специализированных изданий по проблемам семьи и брака. Газета «Сваха» (1905 г.) была вначале первым и единственным органом в России, поставившим для себя цель: заключение, укрепление и процветание браков, а уже с 1906 года в Москве стала выходить знаменитая «Брачная газета». На Руси издревле организацией семейно-брачных отношений занимались профессионально свахи. «Клан профессиональных свах» мож­но с полным правом рассматривать как прообраз современных рекламных брачных агентов («сфера предоставления особых услуг»). Процесс сватовства предполагал соблюдение строго определенных традиций и суггестивно оформленных ритуалов, что делало подобный вид межличностной коммуникации наиболее доверительным «Ваш товар — наш купец» и т.д. [5]. В после­революционные годы (1917 г. и последующие годы) происходит серьезная трансформация, практически – ломка/сдвиг – традиций, в том числе и в брачном рекламировании. Вся деятельность российского социума «подстраивается» под формирова­ние новых психологических установок, внедряющих в общественное сознание новую политическую философию и так называемую реалистическую советскую культуру, и здесь особенно показателен процесс интегрирования изучаемого типа рекламы в формат формирующегося советского брачного ритуалотворчества. Именно в этот период акт свадьбы и крещения новорожденных трансформировались из церковных обрядов в «красную свадьбу» и «октябрины». В 60-е годы наступил полный «вакуум» в брачной рекламе и только в начале восьмидесятых годов в газетах Прибалтики: «Ригас Баллс» и «Советская молодежь», стали появляться первые брачные объявления. На современном этапе развития российского общества, налицо глобальный про­цесс трансформации традиционной для России системы взаимоотношений полов и половой стратификации. Современные исследователи проблем межполовых / гендерных отноше­ний отмечают множество характерных отличительных массовых черт и в механизмах трансляции культуры любовных отношений в отечественной брачной рекламе [12]. При этом они выделяют: вульгаризацию (сведение сложных эротических чувств и переживаний к примитивной и стандартной сексуальной технике; коммерциализацию (создание высоко прибыльной секс-индустрии, не имеющей, как и её западные прообразы, ничего об­щего ни с этикой, ни с эстетикой, ни с психологией брака россиян); усиливающуюся вестернизацию (россиянам по-прежнему продают залежалую и отчасти «отработанную и уже неэффективную» американскую и немецкую полупорнографию в рамках брачной рекламы. [9].

Трансформация «культурных функций свахи» также сублимировалась в разнотипную современную телевизионную, Интернет и печатную (и иную) рекламу этого типа межличностных отношений, что проявляется в процессе изменения содержания различных её видов, в таких телевизионных шоу как: «Давай поженимся», «Дом-2», «Эдем» и т.п. В такой брачной рекламе речь идёт, прежде всего, о поиске друга-любовника для совместного проведения различных форм досуга, путешествий, Интернет-переписки и т. д., и лишь вскользь говорится о детях, ответственности за семью и её будущее. В целом, процесс этого вида рекламирования сохраняет свою традицию, начатую еще три века назад в «брачной рекламе» Англии, а именно: учитывается потенциальная аудитория для публикации того или иного текста рекламного обращения; канал его передачи; учитываются потребности определенного сегмента читательской аудитории. К примеру, в газете «Маркер Экспресс» от 12 ноября 2008г., выходящей в Алтайском крае, мы находим типичный образец рекламы, предполагающей брак: «Миловидная стройная женщина, 53/157/51 очень молодо и хорошо выглядит, ж/м/о, для с/о, в дальнейшем возможно с/о, желает встретить надежного, доброго спутника жизни 52-63 лет, способного стать опорой в жизни» нежная, ласковая, отзывчивая, милая женщина, 38/160/60, вдова, ж/о, стрелец, познакомится с мужчиной 38-48 лет, м/о, ж/о, для серьезных отношений. В этой связи, огромную проблему для современной России составляет отток российских женщин за рубеж, как следствие активизации международной брачной рекламы [11].

В заключение можно предположить, что брачная реклама в современном российском обществе сохранится в чистом виде только в случае соблюдения ей основной цели, которую сформули­ровали еще издатели первой русской «Брачной газеты»: «Укреплять высокое значение брака в общественном сознании, содействовать заключению браков на новых, более твердых основаниях». Таким образом, если организация рекламно­го процесса в трансформирующемся российском обществе стремится к общему благу, тогда естественными будут и её стремления ограничить в нем эгоистическую и потребительскую ориентацию в брачных отношениях. В этом случае реклама брачных отношений будет выполнять положительную роль, транслируя гуманистические классические отношения и способствуя обновлению позитивных образов и моделей брачного поведения [3]. Огра­ничения в ней будут восприниматься как естественные, а фактор публикации о брачных отношениях будет рассматриваться в системе экзистенциальных ценностей, а не изолированно от культурных традиций российского общества. В настоящее время в российских СМИ, к сожалению, пока нет установленных государством правил публикации рекламы брачных отношений, что не­редко приводит к негативным и трагическим последствиям, ока­зывая отрицательное влияние на формирование общественного мнения относительно восприятия такого важного социокультурного культурного явления, каковым является брак.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

2. Бердяев Н.А. Эрос и личность: Философия пола и любви. М., 1989.

3. Бодалев А.А. Психология межличностного общения. Рязань, 1994.

4. Гачев Г. Русский Эрос. М., 1994.

5. Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах рус­ского народа. М., 1996.

6. Малиновский Б. Функциональный анализ. // Антология исследований куль­туры. СПб., 1997

7. «Маркер Экспресс» от 12 ноября 2008г

8. Матюшин Г.Г. Нравственные отношения: сущность, специ­фика, особенности развития. М., 1997.

9. Рюриков Ю.Б. Любовь на исходе XX века. М., 1998.

10. Титова Т.А., Столярова Г.Р. Динамика этнически смешанной брачности в Казани на рубеже XX-XI вв.//Актуальные проблемы этнической и религиозной толерантности народов Поволжья: Тезисы докладов научно-практической конференции. СамГПУ, 2002.

  1. Хотенко Т. Русская жена глазами иностранца //COSMOPOLITAN. 2001, сентябрь. С. 117-119.

12. Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. Минск, 1990.

13. Энгельштейн Л. Ключи счастья: Секс и поиски путей обнов­ления России на рубеже XIX и XX веков. / Пер. с англ. В.Павлова. М., 1996.

Занятие 13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: